Венецианская куртизанка – романтический, интригующий образ, который на протяжении веков не перестает вдохновлять художников.
Куртизанка – прекрасная женщина, балансирующая между пропастью и троном, дитя порока и воплощение ума, таланта, любимая всеми и ненужная никому, сегодня блистающая в обществе вельмож, а завтра умирающая от сифилиса в городском госпитале. Эти женщины жили в прекрасную и жестокую эпоху, которая, с одной стороны, преследовала их, а с другой, не могла без них и поощряла их труд.
Чтобы понять, кого в Венеции называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ республики от 1542 года. В нём подчёркивается, что, “проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами.”
В середине 16 века число таких женщин уже составляло 10 % от общего числа населения Венеции.. Один венецианец, возвратясь на родину, после долгого проживания за границей, в изумлении изрек: “Венеция стала настоящим борделем!”.
Великий город на воде всегда отличался независимостью и более свободными взглядами. Даже инквизиторы, выбранные Сенатом, старались, скорее, укрощать, чем поощрять строгость представителей Римской католической церкви, поэтому жизнь куртизанок в Венеции была намного спокойнее, чем в других городах Европы.
Это не означало, что венецианские владыки не заботились о публичной морали, просто они старались держать это явление под контролем, не злоупотребляя предоставленной властью, не приравнивая куртизанок к всеобщему злу и греху. И хотя проституткам приходилось часто прибегать к всевозможным хитростям и уловкам, в целом, в лагуне царила атмосфера терпимости.
Для властей Венеции было очевидно, что куртизанки способны приносить городу огромную пользу. Так, в конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов.
К тому же, проституция всегда являлась для города доходным видом деятельности. Куртизанки получали оплату с проезжих иностранцев, и вкладывали капиталы в местные банки, тем самым, поощряя городскую экономику.
Куртизанки делились на две основные категории. К первой относились так называемые “честные” куртизанки - cortigiane “oneste”. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры. Честные куртизанки находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. Они обладали определенной независимостью и свободой передвижения, были обучены правилам хорошего поведения, умели вести застольную беседу, а иногда являлись обладательницами высокой культуры и литературного таланта.
Ко второй, мене удачливой категории, относились куртизанки низших сословий. Некоторые из них по тем или иным причинам не смогли стать “честными” куртизанками, другие же, удостоившись когда-то высокой участи, скатились на дно жизни…
Честные куртизанки благодаря щедрым дарам своих покровителей, становились владелицами недвижимого имущества, нежились в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивали ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок порой было настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под “опёкой” знатного вельможи.
Конечно, не все “честные” куртизанки обладали подобными дворцами, но многие из них всё же имели хорошо устроенные жилища.
Честные куртизанки уделяли много времени уходу за телом - в этом они ничуть не отставали от дам высшего света. Некоторые писатели периода эпохи Возрождения утверждают, что жрицы любви были даже более опрятны и ухожены, нежели женщины из приличного общества.
Одежда “честных” куртизанок порой была настолько схожа с нарядами благородных дам, что, порой трудно было определить на глаз, кто есть кто.
Так одевались куртизанки ВенецииОдин английский путешественник, проездом в Венеции, так описывал женщин, увиденных в городе: “Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см.), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.”
Куртизанки низшего ранга, конечно, не носили таких дорогих нарядов, но и они использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.
Свой продолжительный рабочий день куртизанки начинали с прогулки по улицам города в сопровождении поклонников, которые, пытаясь предугадать их желания, задаривали красавиц подарками.
Бывало, что куртизанки, всё с той же свитой, наведывались в церковь, вызывая тем самым протесты местного населения и городских властей. Находясь в храме, они продолжали вести себя, как ни в чём, ни бывало, обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто бы это не церковь, а карнавальное шествие.
Веселье продолжалось в домах куртизанок, некоторые из которые становились популярными светскими салонами, где собиралась городская элита. Салоны таких знаменитых куртизанок, таких как Imperia, Madrema-non-vuole, Tullia, d’Aragona, Гаспара Стампа и Вероника Франко, чей портрет вы можете видеть справа, посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. За исключением важных гостей, которых куртизанка принимала в отдельном boudoir, все остальные приглашались в общий салон.
Чтобы вызвать ревность у своих поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на короткое время с одним из гостей в свою спальню.
В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Cicerone, она знала наизусть всего Petrarca и Boccaccio и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах.
В те дни, вообще, существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Поэтому молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов. Их тянуло в общество куртизанок, туда, где можно было пообщаться и повеселиться.
Однако жизнь куртизанок не была столь безоблачна.
Одной из самых опасных венерических болезней того времени был сифилис. И его первыми жертвами становились куртизанки, они же были и главными распространители опасной болезни. В отличие от больных из состоятельных уважаемых семей, имеющих возможность прибегнуть к лечению знаменитых врачей или просто оставить высший свет, скрывшись от посторонних глаз в своих шикарных дворцах, проститутки приговорены к тяжёлым физическим и моральным страданиям. Заболевшие куртизанки оказывались полностью исключены из общественной жизни, они обречены на потерю всех клиентов и полное разорение.
Прежде чем опуститься до такого состояния, куртизанки пытались всячески замаскировать свою болезнь, чтобы продолжать прибыльное ремесло. Не имея возможности обратиться к врачам, они нередко прибегали к помощи всевозможных шарлатанов, предлагающих “чудодейственные” средства против болезни.
И хотя в 1530 году болезнь пошла на спад многие куртизанки долго ещё мучаться в страданиях, обманутые шарлатанами и забытые своими любовниками.