Сергей48 писал(а):
Pavlu
Да почему вы, уже в который раз, называете песню " Огни Печоры" ресторанной!?
Она не имеет к ресторанной музыке никакого отношения!!! Примитивные стихи и такая-же, с позволения сказать, музыка...
Если уж судить о песне (а не о гимне Печоре!!! ), то слова А.Ольцмана много лучше того примитива! Другое дело, что за столом песню Ольцмана не спеть(сложновато...).Имеет ли вообще создание "гимна" актуальное действие к тому, что у нас сейчас творится? Друзья мои, ну в помойке ведь живём! Шары-то продерите, оглянитесь кругом!!! Давайте сначала жизнь наладим... В этом богом забытом городе...
"Волна" об этом писала.
http://www.pechoratoday.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=144«ОГНИ ПЕЧОРЫ» – ПЕСНЯ О РЕСТОРАНЕ?
Еженедельник «Волна».
Свое первое журналистское расследование, целью которого была попытка найти автора самой известной песни о нашем городе «Огни Печоры», я сделал почти десять лет тому назад. После публикации результатов поиска в газете «Печорское время» от 8.09.2000 г. под названием «В поисках автора «Огней Печоры» многие читатели активно подключились к этому процессу. Затем, спустя четыре года, появилась моя статья уже в еженедельнике «Волна», и называлась она «До сих пор бывают споры об авторах «Огней Печоры» (от 15.01.2004 г.).
После данной публикации со мной стали встречаться или звонить по телефону люди, которые якобы были лично знакомы с автором слов и нотного текста этой песни. Число самих поэтов и композиторов при этом уже стало приближаться к двухзначной цифре. Они объявились не только в нашем городе, но и в таких населенных пунктах, как Кедровый Шор, Щельяюр, Кожва и даже Песчанка. Авторство песни «Огни Печоры» было приписано мне, Александру Ольцману, Юрию Галыбину, Василию Канцедалову, Юрию Шуть и многим другим людям, имевшим хоть какое-то отношение к музыке. Проанализировав все эти данные (а с некоторыми музыкантами я был лично знаком), я пришел к выводу, что действительным автором песни «Огни Печоры» может быть только Юрий Кудрявцев, являвшийся в середине 1960-х годов руководителем, музыкантом и солистом эстрадного оркестра ресторана «Печора». К такому выводу прийти было нелегко, ведь остальные читатели, желавшие, чтобы человеком, написавшим эту знаменитую песню, признали именно их «кандидата в авторы», могли остаться недовольными, так как нашлись «авторы» этой песни даже в Ухте и Усинске. И понять их можно: кому же не хочется стать известным композитором?
Почему же, спустя десять лет после начала поисков автора «Огней Печоры», я все же пришел к такому мнению? А все потому, что из всех источников информации больше всего доверия внушает известный всему городу художник и музыкант Евгений Перевалов. Дело в том, что Женю я знал еще, как сейчас принято говорить, особо одаренным мальчиком. С тех пор наши творческие дороги на протяжении многих лет пролегали рядом. Было время, когда мы даже работали в одних и тех же учреждениях культуры – ДКР и ДКЖ. Очень хорошо зная Евгения Павловича на протяжении нескольких десятков лет, со всей ответственностью могу сказать, что этот человек не способен сказать неправду, особенно в таком деликатном деле, как авторство «Огней Печоры».
Недавно, в очередной раз побеседовав с ним, я убедился в том, что заблуждаться Евгений Павлович не собирается, а память у него до сих пор – дай бог каждому. Глядя на нынешнее многоцветье рекламных огней на улицах Печоры, мы вспомнили такой факт. первой светящейся неоновой рекламой в нашем городе стала вывеска ресторана «Печора». Это урсовское общепитовское заведение было открыто у нас в 1965 году. До этого существовал лишь один ресторан – «Спутник», который был оборудован в бывшей столовой, деревянном здании барачного типа, расположенном рядом с ДКЖ. В нашей стране в ту пору существовала такая практика: для работы в качестве ресторанных ансамблей разъезжали по ее городам и весям компактные группы, позже названные ВИА, которые обычно на одном месте долго не засиживались. Во вновь открывшийся ресторан «Печора» приехала такая группа музыкантов из города Ялты во главе с солистом-гитаристом Юрием Кузнецовым. Он был очень хорошим грамотным музыкантом, часто сам исполнял песни в стиле шансон, хотя тогда такого понятия еще не было, так же, как и слова бард. Понятно, что на север музыканты с благодатного юга приезжали не «за туманом и запахом тайги», а за «длинным рублем». Поэтому, кроме работы в ресторане «Печора», Юрий Кудрявцев стал еще подрабатывать в качестве руководителя эстрадного ансамбля ДКР, в составе которого играл на кларнете и школьник Женя Перевалов. Позже этот оркестр будет назван «Гамма-68», а руководителем его станет замечательный музыкант-клавишник Юрий Галыбин. Старожилы нашего города до сих пор хорошо помнят участников этого популярного в те годы коллектива – работников Печорского аэропорта (их тогда называли «летунами») Игоря Кожарского (бас-гитара) и Володю Рамазина (ритм-гитара), Славу Паршукова и Славу Елькина (ударные), Женю Перевалова и Колю Перминина (кларнет, саксофон), Виктора Худяева (контрабас), который впоследствии стал автором герба нашего города, Евгения Казановского (саксофон), Петра Брюшинина (тромбон) и некоторых других талантливых музыкантов того далекого времени.
В 1965 году, когда эстрадный оркестр ДКР находился еще в стадии становления, его руководитель, ресторанный музыкант Юрий Кудрявцев, принес музыкантам песню, записанную им на каком-то клочке бумаги. Ребята переписали ее каждый себе в тетрадь или блокнот и стали разучивать новую мелодию. Сохранился блокнотик с такой записью и в семейном архиве Евгения Перевалова. Правда, как он помнит, и текст, и мелодия этой песни (названия у нее еще не было) звучали несколько иначе. Даже ритмически она была мало похожа на ту, к которой печорцы уже привыкли. И это понятно: нотной записи не существовало, так что со временем она произвольно изменилась. На сцене в советские годы песня «Огни Печоры» никогда не исполнялась – она звучала только в ресторанах, на танцевальных вечерах и в быту в качестве застольной песни. А также ее с удовольствием пели печорские дети в пионерских лагерях.
Кстати, когда десять лет назад я начал поиски ее автора, то обнаружил, что она не только «круглая сирота», не имеющая «родителей», но, к тому же, и точного имени у этой бедняги тоже не было. Кто-то называл ее «Песней о Печоре», кто-то просто по первой строчке первого куплета – «Солнце скрылось за высоким косогором...».
Работая над первой статьей, я решил назвать любимую печорцами песню «Огни Печоры». Название быстро прижилось, значит, тут было попадание в точку. А впоследствии так стал называться и самый популярный в нашем городе телевизионный вокальный конкурс-фестиваль, который раньше именовался «Молодые голоса». Новое название конкурса «Огни Печоры» позволило принимать в нем участие и тем вокалистам, у которых, мягко говоря, голоса уже не очень молодые.
Надо сказать, что в ходе поисков автора (или авторов) «Огней Печоры» мне пришлось столкнуться с неожиданной версией происхождения текста данной песни. Все тот же Е.П. Перевалов вместе с Анатолием Головиным, коренным печорцем, склонны считать, что в первоначальном варианте словесного текста «огнями моей Печоры» были вовсе не огни самого города, а первая неоновая светящаяся вывеска ресторана «Печора». Последняя строчка последнего куплета сейчас поется так: «Тихо светятся огни моей Печоры». Те печорцы, кто слышал эту песню сорок с лишним лет назад, утверждают, что раньше пелось «Ярко светятся…». Резон в этом есть: и правда, трудно представить себе, чтобы огни светились громко или тихо. Хотя на свете все бывает. Сохранившиеся в некоторых печорских учреждениях старые светильники дневного света еще советского производства порой светят так громко, что иной трактор им позавидует.
В середине 60-х годов прошлого века в речной части города количество пятиэтажных домов можно было сосчитать на пальцах, а девятиэтажных еще не было и в помине. Так вот Анатолий Головин рассказывал, что когда он учился в 5-й школе, они с ребятами по вечерам часто выбегали на переменах на улицу, чтобы полюбоваться, как «зажигаются огни моей Печоры». Вывеска ресторана «Печора», находившаяся на крыше здания, была видна очень далеко. Юрий Кудрявцев был в нашем городе всего лишь «соловьем залетным» и вряд ли мог называть его «моей Печорой». А вот ресторан «Печора», где он зарабатывал неплохие денежки, стал для музыканта намного родней. Так что вывеска этого заведения «светила» ему и грела душу намного лучше, чем уличное освещение в основном еще деревянно-барачного города. Но Юрий Кудрявцев уже очень давно покинул Печору, и следы его затерялись. Тем не менее, и такая версия создания знаменитой печорской песни имеет право на существование. Пусть каждый читатель нашего еженедельника сам решает, принимать ее или нет.
Юрий Соловьев.