Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья 17 мая 2011 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья, которые не обеспечивают в полной мере восполнение материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
Дело о проверке конституционности законоположений, связанных с возмещением вреда военнослужащим было рассмотрено 29 марта 2011 года по жалобам Анатолия Петровича Кузьменко и Анатолия Валентиновича Орлова, а также запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан.
Анатолий Орлов, проходя военную службу, при выполнении практических стрельб был ранен в голову, из-за чего в 2004 году его признали инвалидом II группы. В 2005 году он обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ и военному комиссариату Ростовской области о возмещении вреда, причиненного его здоровью, в форме ежемесячных компенсационных платежей.
Анатолий Кузьменко во время командировки в Афганистан в 1981 году получил ранение. Вследствие полученной травмы в 1987 году был признан инвалидом III группы, а позже инвалидом II группы. В 2005 году он направил в суд иск к МВД РФ, Управлению Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД о возмещении вреда причиненного здоровью. Дойдя до судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, бывшие военнослужащие поучили отказ в удовлетворении своих исковых требований с указанием на отсутствие сведений об установлении вины ответчиков в причинении вреда здоровью истцов.
В Конституционный Суд (КС) РФ также обратился с запросом судья Избербашского городского федерального суда Республики Дагестан М.М.Муртазалиев, в производстве которого находится дело по аналогичному иску.
Граждане Кузьменко и Орлов, получив положенные им страховые выплаты и единовременные пособия и посчитав, что вред, причиненный их здоровью, возмещен не в полном объеме, обратились в суды с исками о привлечении к гражданско-правовой ответственности Министерства обороны РФ с целью получения дополнительно к ранее выплаченному страховому возмещению ежемесячных денежных компенсаций. При рассмотрении их дел суды указывали, что возмещение вреда здоровью по правилам гражданского законодательства не предусмотрено без доказательства вины в этом конкретного лица. Как полагают заявители, такое правовое регулирование ставит военнослужащих в худшее положение по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, поскольку система обязательного государственного страхования военнослужащих предусматривает возмещение вреда в меньшем объеме, чем система социального страхования.
Заявители ссылались на Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 года № 13-П, касающееся сотрудников милиции. Они считали, что данное КС РФ толкование норм закона «О милиции», должно распространяться и на военнослужащих.
Конституционный суд указал, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах и непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Учитывая все эти аспекты, для данной категории граждан были предусмотрены особые способы возмещения вреда: пенсия по инвалидности, дополнительные выплаты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию. Таким образом, был создан специальный механизм возмещения вреда здоровью военнослужащих, восполняющий их материальные потери в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы. Однако выплачиваемые наряду с пенсией страховые суммы и единовременные пособия рассчитаны на оказание поддержки в течение непродолжительного периода (25–75 месяцев). Эти суммы восполняют утраченный заработок временно, тогда как полная или частичная утрата трудоспособности, носит долговременный или пожизненный характер. Следовательно, как правило, положенные выплаты не компенсируют в полном объеме материальные потери, т.е. не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка военнослужащего. Таким образом, положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Закона «О статусе военнослужащих» и статьи 5 Закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» нарушают права военнослужащих, и не соответствуют Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, полученного при исполнении военных обязанностей, с учетом того, что в течение всего периода утраты трудоспособности военнослужащие должны получать адекватные суммы, сопоставимые с денежным содержанием, которое они имели на момент увольнения.
http://www.xn--80aeshkkbdj.xn--p1ai/new ... -05-18-436