Два поста Скопировано вот отсюда:http://www.runcity.org/forum/index.php?topic=21870.90LenaSolnceНе скажу, что много знаю об истории Печоры, но те, кто был на трассе, наверняка помнят часовню Новомучеников и Исповедников российских (КП 55, если не путаю). Так вот, часовня была поставлена в 2009 году на месте кладбища при лазарете №5 Печжелдорлага. Площадь лагерного кладбища, на месте которого возник городской микрорайон, составляла 9750 м2. В 1940–1942 здесь хоронили заключенных, умерших в лазарете №5 САНО Печжелдорлага, с 1942 по 1946 здесь было детское кладбище.
На моей памяти были споры о том, как можно было застраивать территорию кладбища жилыми домами, но, как вы видели, город расширился.
В детстве мы не раз слышали рассказы о том, что около "Речника" возле водонапорной башни хоронили детей и что играть в догонялки под высокими соснами здесь нельзя. И кричать нельзя и вообще лучше молча обходить узкие тропки сквера. После появилась часовня и многие жители, быть может, впервые узнали о том, что было некогда на территории их родного края.
(Подробности, чтобы не соврать, стащила отсюда
http://gulagmuseum.org/search.do?objectType=383577&attribute=383611&condition=2781&objectTypeName=monuments&dictionaryValue=&textValue=%D0%A7)
TrotilПро кладбище упоминается много где в интернете, а вот про конкретные места нахождения корпусов, увы, нет информации. Я написал в блоге небольшой отчёт про посещение города, выложу его и здесь.
-----------
Печора создавалась как город речников и железнодорожников. В декабре 1940 года на станцию Кожва из Котласа прибыл первый поезд, а с 1943 года ведет свою историю локомотивное депо Печоры. С 1940 на берегу Печоры образовались бараки строительных бригад, а с 1949 Печора имеет статус города. Сейчас в городе проживает 50 тыс человек - немного, но с учетом того, что преобладают невысокие здания, площадь города больше, чем может изначально показаться.
Несколько слов о погоде. С погодой нам очень повезло. Было всего -11 мороза. Легкий морозец, куча пушистого свежего снега, настоящая русская зима (а не то, что сейчас наблюдается в средней полосе). При том, что климатическая норма для января в Печоре равняется -20. Никто не замёрз, при нормальной экипировке прогулка по заснеженному городу доставляет одно удовольствие.
Сам северный город - скажем так, интересен тем, что можно взглянуть на свою страну с еще неизведанной стороны, особенно в сравнении с теми городами, которые я уже посетил. Печора - город, построенный в условиях сурового климата. Печора - город, построенный на костях, одно из мест расположения лагерей. Печора - город, к которому нет автомобильных дорог (в самом городе есть асфальтовое покрытие), но из окрестностей города самостоятельно можно уехать только по "зимнику". Печора - место нахождения крупнейшей северной ГРЭС (1973 г.) и имеющей большое оборонное значение для страны, радиолокационной станции (РЛС) (1979-1984 г.).
Мы посмотрели две части города - так называемую железнодорожную часть и речную. Первая часть довольно почему-то выглядит довольно заброшенной, много деревянных домов, в которых заколочены некоторые окна, немного обшарпаны. Зато речная более оживлённая - гораздо больше людей, на центральной площади гуляет куча местных жителей, проводится выставка ледяных фигур, есть парки отдыха, есть ДК и кинотеатр. Еще из увиденного можно упомянуть макет буровой вышки, символ труда по разведке и добычи нефти в республике Коми, памятник исследователю крайнего Севера В.А. Русанову, постояли на берегу российской реки Печора, видели речной порт. Заметил, что несмотря на послевоенное строительство, архитектура в городе в основном построена по довоенным макетам, то есть здания такой планировки в крупных городах после войны, кажется, практически не строили.
Есть памятные места жертвам Печорлага. Например, ныне недействующий ДК железнодорожников, на нём имеется табличка "В память заключённых Печорлага - деятелей культуры и искусства выступавших на этой сцене в 1940-1956 гг. "Это бремя от времени не спрячешь: время своё найдёт и отдаст." В речной части недавно построена деревянная часовня (фото) на месте одного кладбищ того времени "памяти новомученников Российских". Проходили мимо школы, в которой ранее было управление печорских лагерей.
Про коми-язык забыл упомянуть. Правда, в Печоре он практически не попадается. Кое-где мелькают вывески с надписями «вузасянiн» (магазин), «уджалан кад» (режим работы), «быд лун» (ежедневно), «вежалун» (воскресенье). Пожалуй, всё. Еще на каком-то госучреждении была полностью продублирована табличка. Язык сложный. В интернете узнал, что «Видза олан» и «аддзысьлытӧдз» - это всего лишь "здравствуй и до свидания!".
Из транспортного. Автобусное сообщение внутри города осуществляют старые Пазики, еще я видел заказные вахтовые на базе грузовиков Урала. В городе функционирует аэропорт, были возле него, удивились тому, что он функционирует 3 раза в неделю 3-4 часа в утренние часы. В остальное время аэропорт работает "по заявкам". Железнодорожное - через всю республику Коми тянется неэлектрифицированная линия Коноша - Воркута, которая проходит через станцию Печора. Длина линии - 1500 км. Здесь участок отмечен красным. Можно нажать кнопку "во весь экран", получится нагляднее. Немного есть сведений в википедии. Подробная ЖД-карта здесь. Уже после написания отчета я наткнулся на замечательную по полноте описания местности ссылку:
http://varandej.livejournal.com/361333.html Внизу там подробные описания по участкам. Если будет время и желание, быть может, когда-нибудь соберусь в более детальную поездку по тем краям.