«Ананасы в шампанском» Печорское время 22.01.2010
17 января Печора отмечала свою 61-ю годовщину. Как принято, после вручения наград зазвучали, будто награда для всех пришедших в этот вечер в ГО «Досуг», музыкальные подарки. На сцену вышел артист в черном, которого ведущая вечера Ирина Боргачева представила: «Певец и композитор Юрий БЕРЕЗИН». На стихи поэта Серебряного века Игоря Северянина Березин написал в конце 90-х музыку и отныне исполняет ряд песен. Печор-цам он представил песни «Муаровое платье», «Ананасы в шампанском» как отголосок на творчество Эдит Пиаф — «Марсель». Слушатели попали в мир ностальгии, декаданса, а некоторым вспомнилась манера исполнения Александра Вертинского.
После выступления мы побеседовали с Юрием Михайловичем. Думаю, мой первый вопрос озадачил автора:
— Почему, собственно, вы обратились к Серебряному веку? Декаданс — это как-то несовременно.
— В моем понимании, декаданс — это предчувствие и ностальгия беды человеческой. Нельзя смешивать символизм, звучащий в поэзии Серебряного века, и декадентство. Но настроения безнадежности и кризиса присущи этим обоим направлениям. Я писал музыку на поэзию Северянина именно в период, когда в духовной жизни так или иначе присутствовал кризис. Сейчас время стремиться к хорошему, позитивному. Но нет-нет да и сердце защемит от непонятной тоски. У Игоря Северянина я нашел отклик на это настроение, которое заставляет мечтать о чем-то невозвратно далеком.
— Как вы оказались в Печоре среди зимы? Что заставило сесть в поезд?
— Когда у вас намечалось проведение конкурса «Огни Печоры», моя приятельница, возглавляющая Кировскую филармонию, мне позвонила с просьбой приехать сюда, чтобы войти в жюри конкурса, а заодно присмотреться к юным исполнителям. Это было 3 января. Я согласился, не подумав, что дорога будет нелегкой, ведь не заказаны билеты и вообще в мои планы не входили концертные поездки именно в новогодние каникулы. Но, учитывая просьбу коллеги о том, что надо помочь ее подруге в Печоре (зав. отделом культуры Л.И. Смирновой. — Прим. авт.), давши слово, уже не мог его забрать. Ехал в плацкартном вагоне в компании вахтовиков.
— Не пожалели?
— Если вы о хамстве и о русском мате, то Москва — далеко не свободна от всего этого. Приехав к печорцам, увидел, как благодатно у вас. Вы даже не замечаете того, что живете среди чистоты снегов, порядочности человеческих отношений. Тут у вас как-то спокойно. От мегаполиса устаешь. Устаешь от постоянной готовности напороться на нелюбовь к людям, подвох. Ближе к провинции векторы меняются.
— Что же делать?! Но редко кто возвращается из столицы в провинцию.
— Согласен, идет пока другое движение. Люди моей профессии стремятся покорить Москву. Я тоже в 80-х уехал из Перми, где родился, в столицу. Нашел понимание в среде композиторов, в числе которых Игорь Матец-кий, выступал под руководством известных режиссеров. Меня спрашивают, кто подтолкнул к этому? Отвечаю чистосердечно: я сам, ведь кому, кроме себя самих, мы нужны? Сделал карьеру — молодец, нет — сам виноват. Шоу-бизнес — это место, где не только высоко взлетают, но и ломаются, позабыв о нравственности и совести.
— Нечасто встретишь творческого человека, которого заботят такие понятия.
— Могу это объяснить тем, что провинцию редко жалуют люди высокой культуры, а они, несомненно, есть.
— Юрий Михайлович, вы довольны приемом публики в Печоре?
— Знаете, каков артист — таков и зритель. Можно считать себя гениальным, но если зритель не видит этого, то не зритель тому виной. Меня встретили тепло, я почувствовал море благодарности. Это так душевно. И дети, начинающие звездочки, у вас талантливы. Получил истинное наслаждение, прослушивая их! Подумал о том, как много да-дено этим людям. Они заслуживают не только ананасов в шампанском, а много большего! Беседовала Раиса АЛЕКСАНДРОВА.
_________________ Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"
Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru
|