Игорь Васильев: «Закон должен быть доброй привычкой» (ФОТО)
20 апреля 2013г., 18:30
Автор: Евгений Горчаков
Фото предоставлено Игорем Васильевым
О противодействии коррупции сегодня не пишет разве что ленивый. Команда дана сверху, и в борьбу с этим явлением нашей действительности вовлечены несколько ведомств различной направленности. Одно из них – Счётная палата РФ – орган, который осуществляет финансовый контроль за исполнением федерального бюджета. На днях Президент РФ подписал новый закон, регламентирующий деятельность этого ведомства. О том, что дают нововведения в законодательстве, мы побеседовали с
аудитором Счётной палаты РФ, бывшим сенатором от Республики Коми Игорем Васильевым. – Игорь Владимирович, по новому закону счётная палата становится постоянно действующим органом государственного аудита. Что даёт новый статус?
– Я бы не сказал, что он даёт что-то сверхъестественное, скорее, он закрепляет тот инструментарий, которым мы уже пользовались.
Это аудит эффективности расходования государственных средств, предоставления различных льгот и преференций, иначе ставятся вопросы по достижению ключевых экономических показателей.
Принятие закона в новой редакции – это признание эффективности работы Счётной палаты, и те нововведения, которые в нём прописаны, – это закрепление функций координатора на более высоком, детализированном уровне. То есть то, чем мы и раньше занимались исходя из целесообразности, теперь законодательно закреплено. Вы понимаете, если мы вдруг начнём людям говорить, что ходить нужно затылком назад, они, конечно, будут этому сопротивляться, потому что это, мягко говоря, неудобно. Лучше всего работает закон, который закрепляет положительные моменты, уже имеющиеся в обществе, чтобы законом он являлся для тех, кто сюда приезжает, а для тех, кто здесь живёт постоянно, был хорошей доброй привычкой. В случае с нашим законом, он как раз и закрепил эти привычки, наработанную практику. И в этом смысле он абсолютно позитивный и передовой.
– Счётная палата получает функции по осуществлению контроля и оценки эффективности предоставления налоговых льгот и преимуществ, бюджетных кредитов и законности предоставления госгарантий и поручительств. Почему, на ваш взгляд, такое расширение полномочий важно на этом этапе?
– Опять же в предыдущей редакции закона таких полномочий не было, но, понимая, что это делать необходимо, палата занималась вышеперечисленными нюансами, так сказать, «по взаимному непротивлению сторон» с Минфином и другими ведомствами.
Важность и актуальность этих вопросов я бы подчеркнул следующим образом. Сейчас очень непростая ситуация с доходами федерального бюджета
Важность и актуальность этих вопросов я бы подчеркнул следующим образом. Сейчас очень непростая ситуация с доходами федерального бюджета – мы наблюдаем дефицит, образовавшийся по итогам первого квартала, который нужно закрывать. Как? Существуют всего четыре источника. Можно занять денег, но как гласит народная мудрость: берёшь чужие – отдаёшь свои, берёшь на время – отдаёшь навсегда, плюс ещё надо и проценты отдать. Второй вариант – можно попытаться сформировать новые источники доходов, новые производства. Но, как правило, это очень отдалённая перспектива, и мы прекрасно понимаем, какова «младенческая смертность» новых предприятий и идей. Это вещь хорошая, ей надо постоянно заниматься, но она не гарантирует результат. Можно ужесточить налоговую политику, но, исходя из послания президента парламенту, всех действий правительства, решений высшего политического руководства, мы говорим о том, что это не выбор страны. В нынешних экономических условиях мы не идём на ужесточение экономической политики. Тогда остаётся один самый простой и понятный путь – мобилизация резервов доходов федерального бюджета, то есть администрирование текущей ситуации. Например, у нас есть системообразующий налог, один из самых больших в стране – налог на добавленную стоимость (НДС). Существует процедура возмещения НДС, и существуют незаконные схемы возврата НДС. Если нам удастся снизить этот незаконный возврат НДС хотя бы на один процент, по анализу, который мы провели в Счётной палате, сумма будет больше, чем от всей приватизации госимущества за прошлый год. Закон закрепил за Счётной палатой права и обязанности контролировать администрирование, предоставление льгот, и это, на мой взгляд, очень большой шаг вперёд для всей экономики. Речь ведь идёт не только о незаконных вещах, но и вообще о наведении порядка.
Очень важный вопрос о вовлечении в оборот ста процентов государственной собственности. С моей точки зрения, любая собственность управляется на 100 процентов эффективно – весь вопрос в бенефициарах. Если нам удастся добиться того, чтобы государственная собственность использовалась эффективно и приносила доход в казну, а не теневым структурам (что зачастую сейчас происходит, и мы должны смотреть правде в глаза), тогда это станет ещё одним огромным источником пополнения доходов федерального бюджета. Этим, в частности, мне приходится заниматься. Недавно мы провели очень большое мероприятие, которое нашло хорошее отражение в прессе. Это был совместный семинар с Росимуществом, Следственным комитетом и Счётной палатой, на котором мы учили сотрудников этих ведомств, как должно поступать с государственной собственностью, что представляет собой на сегодняшний день концепция управления государственного имущества, как правильно вовлекать его в оборот, как заниматься анализом прогнозных планов приватизации. Подобного рода шаги, которые напрямую нам теперь предписаны законом, очень важны.
– Одним из нововведений являются полномочия по осуществлению аудита государственных программ и оценке их эффективности, начиная со стадии формирования и заканчивая стадией их исполнения. Что, на ваш взгляд, даст это нововведение?
– Дело в том, что бюджет Российской Федерации начинает формироваться по программному принципу, то есть деньги не просто выделяются ведомствам, а расписываются на реализацию конкретных программ. Счётная палата в соответствии с новым законом уже на стадии формирования подключается к анализу программы, на стадии исполнения проверяет ход исполнения этой программы и делает заключение, достигнуты ли ключевые экономические показатели, заложенные в этой программе. Это не касается каких-то конкретных, пусть даже знаковых мероприятий, это вообще переход на другой принцип формирования бюджета.
– В документе также отмечается, что ведомство наделяется определёнными полномочиями по обеспечению мер по противодействию коррупции. Какие это полномочия?
– В законе чётко прописаны возможности Счётной палаты по представлениям, предписаниям, уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения, о взаимодействии с другими ведомствами, занимающимися этими проблемами, такими как Росфинмониторинг, Росфиннадзор, Следственный комитет, Генпрокуратура. По новому закону силовые ведомства, в которые мы направляем свои документы, будут обязаны отчитываться перед нами о ходе расследования и обо всех принятых решениях. В моём направлении деятельности, особенно в связи с банкротством стратегических предприятий, с приватизационными сделками, мы проводим расследования совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и всегда принимаем ответственные решения о дальнейшей судьбе полученных материалов.
При этом надо понимать, что основные задачи Счётной палаты заключаются не в том, чтобы заниматься «реактивным маркетингом», то есть каждый раз реагировать на то, что произошло (это мне напоминает хождение по полю, утыканному граблями). Мне кажется, что нужно, увидев ситуацию, проанализировав её, сделать предложения, в том числе законодательного характера, которые бы поставили заслон возможности проявления этих явлений в будущем. Когда сделать некие негодяйские действия было бы экономически невыгодно. Несколько лет назад мы, например, подняли тему с компаниями-однодневками, которые, к сожалению, есть у нас практически во всех сферах. По статистике, до тридцати процентов компаний, зарегистрированных в России, не сдают отчётности или сдают нулевую отчётность, но при их участии проводится обналичивание денег, выводятся активы, используются другие коррупционные схемы. Счётная палата регулярно делает законодательные предложения (часть из которых, кстати, реализована) о введении уголовной ответственности за создание таких фирм. Можно проанализировать и зарубежный опыт. В частности, у немцев есть понятие «запрета на профессию». Если ты однажды замечен в «нечистоплотности», ты больше не сможешь открывать фирмы. Можно пойти по пути усложнения открытия таких фирм, например, если человек уже обладает зарегистрированной компанией, каждая следующая должна стоить для него дороже, чтобы участие в негодяйской схеме стало невыгодным. Общий посыл следующий:
мы должны давать законодателям и политическому руководству страны предложения по исправлению ситуации, чтобы не допускать возникновение подобных случаев в будущем. Вот это самые лучшие антикоррупционные меры.– Не секрет, что Счётная палата вскрывает огромное количество нарушений, однако громких коррупционных уголовных дел не так много. Более того, по некоторым данным, 80% уголовных дел приходится на взятки до 10 тысяч рублей, то есть серьёзная коррупция фактически остаётся безнаказанной. Есть ли шанс исправить этот дисбаланс?
– Конечно, есть коррупция на бытовом уровне, то есть взятки врачам, полицейским и так далее, но мы с этими случаями дела не имеем. Приоритет Счётной палаты – не ловля взяточников, она работает системно. Результаты проверок направляются в профильные ведомства. Наше дело – обозначить проблему, увидеть её системность и направить материалы, если они есть, в правоохранительные органы. Как бы там ни было, может быть, наши дела не настолько громкие, не столь интересные прессе, но, скажем, проверка в Московском территориальном управлении имуществом привела к тому, что руководитель был отстранён и в настоящий момент находится под стражей. То есть ряд наших проверок в отношении собственности, в отношении уплаты налогов заканчивался достаточно серьёзными, в том числе и уголовными делами. Поэтому я не могу сказать, что наши действия остаются незамеченными.
– Вы участвуете в проверках. Наверняка не все проверяемые этому рады. Вам лично предлагали взятки? Если да, как вы поступали в таком случае?
– Зная мою биографию (Игорь Васильев, как и Владимир Путин, – родом из Ленинграда, бывший сотрудник службы внешней разведки КГБ; в 2003-2004 гг. руководил Управлением по инвестиционной деятельности ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия» – прим. ред.), люди побаиваются приходить с такими предложениями, однако то, о чём вы говорите, действительно иногда происходит. Буквально две недели назад нашему сотруднику при проверке одного из направлений предлагали взятку в три миллиона рублей. Естественно, была проведена спецоперация, сотрудники ведомства, предлагавшие взятку, были задержаны. Это достаточно крупное дело. Вы представляете, с какими нарушениями мы имеем дело, когда предлагается такая взятка?
– До назначения аудитором Счётной палаты вы работали сенатором от Республики Коми. Вы следите за тем, что происходит в нашем регионе?
– Республика мне, конечно, небезразлична. У меня есть много друзей, знакомых и в руководстве республики, и среди бизнес-структур, и в политическом истеблишменте, с которыми я поддерживаю отношения. Я регулярно получаю предложения принять участие в том или ином мероприятии, часто встречаюсь с представителями республики, в том числе и с Вячеславом Михайловичем (Гайзером – прим. ред.). Примерно год назад мы проводили проверку территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в республике. Я не могу сказать, что ситуация там радикально отличается в худшую или лучшую сторону. Есть проблемы, связанные с кадастром, с землёй, с передачей объектов в собственность с одного уровня на другой. В общем, сказать, что республика лучше других, значит покривить душой, но и утверждать, что всё из рук вон плохо, тоже нельзя. Такого рода проверки полезны для руководителей региона, потому что позволяют увидеть узкие места, и задачу свою я вижу в том, чтобы помогать руководителям регионов увидеть эти проблемы. На это мы и были нацелены, проводя проверку в Республике Коми.
Вообще, я и сам так устроен, и всех своих сотрудников настраиваю на то, что, выходя на проверку, мы не должны настраивать себя на обвинения, видеть везде негодяев, а разбираться объективно и, может быть, по итогам проверки всех проверяемых наградить. Почему нет?
– Вокруг традиционных СМИ республики складывается сложная ситуация. Недавно приостановлен выход одной из старейших газет – «Молодёжи Севера», трудности испытывает официальная газета «Республика», старейшее СМИ – газету «Красное знамя» пытаются выселить из помещений, которые она занимает полсотни лет. За всеми этими событиями прослеживается опосредованное участие республиканской власти. Как вы считаете, такое положение дел выгодно для власти?
– Я думаю, что могу высказать здесь только своё личное мнение, и не буду говорить о конкретных изданиях. Мне кажется, что чем больше мнений мы можем слышать через различные средства массовой информации, тем серьёзнее мы будем информированы о том, что происходит на местах. Во-вторых, любая власть должна иметь обратную связь, которая даёт возможность увидеть различные точки зрения, в том числе и на принимаемые властями решения. В этом смысле Счётная палата – абсолютно открытое ведомство, это позволяет нам лучше оценить свою работу, увидеть реакцию общества на нашу деятельность, реакцию ведомств, которые мы проверяем. Давайте представим себе, что этого нет. В этом случае я не смогу дать оценку своей работе, произойдёт самоизоляция. Ещё раз подчёркиваю – моё личное мнение, что такого быть не должно. В конечном итоге власть работает для населения, а пресса, как говорится, – четвёртая власть. И, конечно, у неё должно быть как можно больше площадок для осуществления своих властных полномочий.
– Работа аудитора Счётной палаты предполагает серьёзные психологические нагрузки. Как вы отдыхаете?
– Общаюсь с друзьями, которых у меня много, стараюсь проводить время с приятными мне людьми. Это всегда придаёт силы и позволяет смотреть на мир с оптимизмом. Мы все погружены в некие вопросы, связанные с негативом, общаясь с друзьями, я делаю вывод, что хороших людей на свете всё-таки больше. Я очень люблю театр, музыку, небольшие путешествия, потому что уехать далеко мне работа не позволяет.
– Какое у вас любимое место на Земле?
– Россия. И можно только пожалеть о том, что у нас в стране не развит внутренний туризм. У нас много красивых мест. Например, мне повезло, я был на Байкале, и по красоте эти места, на мой взгляд, не могут сравниться ни с чем. Мне повезло, что я был в Республике Коми, видел северные красоты Предуралья. Это совершенно фантастические места.
Справка:
ВАСИЛЬЕВ Игорь Владимирович
Родился 31 мая 1961 года в Ленинграде.
В 1983 году окончил ЛГУ, в 2003 году - МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1985–1992 годах служил в Вооружённых Силах. С 1992-го по 2003 годы работал в коммерческих структурах.
С 2003-го по 2004 годы – руководитель управления по инвестиционной деятельности ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия».
С 2004-го по 2010 годы представитель в Совете Федерации от Главы Республики Коми.
13 мая 2010 года назначен на должность аудитора Счётной палаты РФ.
Женат, имеет дочь.
http://komikz.ru/news/interview/?id=10164