Об этике и морали Печорское время 11.04.2012
С апреля четвероклассники России, а, следовательно, и Печорского района, начали изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который вызвал немалый резонанс в обществе. И это вполне объяснимо. Родители, учителя, общественность давно осознали необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих тесное сотрудничество школы, семьи, общественности и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития подрастающего поколения, а, значит, морального оздоровления общества. На эту тему я и поговорила с учителем СОШ № 3 Ольгой Афанасьевной Чагиной.
— Ольга Афанасьевна, так что же это за учебный предмет?
— Это совершенно новый для наших школ, уникальный учебный предмет. Впервые за последние десятилетия школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий, с национальными духовными и этническими традициями по 6 модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», из которых ученики по своему выбору или желанию родителей могут выбрать один для изучения. Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: отечество, семья, культурная традиция.
— Если судить по названию, обучение будет носить вероучительный характер?
— Это не так. Существует ст. 14 Конституции РФ, в которой говорится, что религиозные объединения отделены от государства. Выбор веры - это частное дело гражданина, которое может происходить только за пределами муниципальных учебных заведений. В школах в качестве учителей могут работать лишь лица, имеющие специальное педагогическое образование и занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Поэтому приход в школу священнослужителей исключен. И преподавать предмет будут светские педагоги. А сам курс носит не вероучительный, а культурологический характер.
— И все же, согласитесь, этот довольно специфичный предмет сможет преподавать только подготовленный педагог.
— В двух четвертых классах Печорской школы № 3 этот предмет буду вести я. Для чего в 2011 году прошла курсы повышения квалификации в институте усовершенствования учителей (г.Сыктывкар). За 72 часа нам преподали основы всех модулей.
— И какой же из модулей обучения выбран детьми и родителями в СОШ №3?
— В начале учебного года в четвертых классах прошли родительские собрания. Была проведена презентация нового учебного предмета. И выбор родителей остановился на «Основах светской этики».
— Немного о знаниях, которые получат наши дети.
— Школьники вместе с педагогами будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми и т.д. То есть школьный учитель будет говорить с ребенком о нравственности, духовности, морали. Нравственные заповеди (не убей, не укради, не лги и т.д.) хорошо известны каждому взрослому человеку. Верующие считают, что они установлены Богом, атеисты полагают, что каждая заповедь - это правило жизни, истинность которого доказана предыдущими поколениями. Но и те, и другие согласны с тем, что общество без нравственности обречено на гибель.
— И какие задачи преследует новый предмет?
— Современные родители в воспитании детей преимущественно используют принцип: «Живи, как я». И дети, подражая им, впитывают как достоинства, так и недостатки родителей. Одна из задач «Основ» помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания
— Из этого следует, что дети будут получать домашние задания, в выполнении которых должны активно участвовать их родители?
— В целом по предмету не предусмотрены большие домашние задания, требующие больших затрат времени на поиск информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, обсуждение тех или иных жизненных проблем школьников с учителем на уроке и с родителями дома.
— Почему для введения нового предмета был выбран именно 4-й класс?
— В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком, то есть вступает в полосу возрастного кризиса, когда происходит становление еще достаточно неустойчивого самосознания, появляется мужской и женский взгляд на вещи, существенно повышаются самооценка и уровень личностных притязаний подростков, укрепляется чувство собственного достоинства. И на этот сложный возрастной кризис накладывается образовательный: переход с начальной ступени на основную, от одного учителя к преподавателям различных дисциплин. Наложение этих двух кризисов зачастую ведет к возникновению стрессовых ситуаций у младших подростков. Предмет и призван помочьученику в формировании осознанного нравственного поведения в общении с другими членами общества, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
— Как обстоят дела с обеспечением учебными пособиями?
— И учащиеся, и педагоги обеспечены учебниками. Учебники неплохие. Есть и электронное приложение, которое включает в себя основы культуры России.
— Как восприняли появление нового предмета родители и ученики?
— Родители отнеслись к нововведению с пониманием. Предмет введен. Поэтому родители должны настроиться на его изучение детьми и помнить, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает вашего ребенка. Главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики» — это понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. И это понимание надо поддерживать в ребенке всячески.
Что касается школьников, то у них уже прошли первые уроки по теме «Россия - наш дом». Это творческий курс, который затронул и заинтересовал детей.
Беседовала Елена КЛИМОВА.
_________________ Вышли мы все из Печоры, дети семьи трудовой!
|