Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:50 Сообщений: 1050
|
Инструкция по свободной фотографииВ общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное). Конституция Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами. В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации. Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения – они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним – значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Но за его несоблюдения посторонний человек «с улицы» ответственности нести, разумеется, не может. Под «доступом» закон «Об информации…» понимает «получение информации и возможность ее обработки». Очень важно помнить, что сама обработка в понятие «доступа» не входит. То есть, после того, как человек на законных основаниях получил возможность как-то зафиксировать или обрабатывать конкретную информацию, «доступ» состоялся. Как-то повлиять на то, с помощью каких средств ведется обработка, у обладателя информации права уже нет. Все ограничения «возможности обработки» также должны быть предусмотрены федеральным законом. Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности» (например, «ноу-хау»). Гражданское законодательство не запрещает заключение договоров, вообще не предусмотренных законом – главное, чтобы они закону не противоречили. Но до тех пор, пока стороны не пришли к соглашению об условиях, никакого договора не заключено, и никто не может запрещать получать и фиксировать информацию в тех случаях, которые не предусмотрены законом. Кроме того, статья 44 Конституции гарантирует гражданам России право на свободу творчества. Право быть автором произведений искусства упомянуто в статье 18 ГК, в составе правоспособности гражданина, а в статье 22 содержится запрет включать в договор условия, ограничивающие право — или дееспособность.
А четвертая часть ГК регулирует правоотношения, связанные с использованием произведений, охраняемых авторским правом, к которым относятся и фотографии. При этом закон устанавливает возможность разрешения или запрета только на действия с уже существующими произведениями, возможности запрета на создание новых он не предусматривает. В статье 1233 ГК, которая говорит о распоряжении исключительным правом, запрещается даже включать такие условия в договор: они являются ничтожными, то есть, недействительными, причем без всякого признания их таковыми судом. Фактически, утверждение о ничтожности этих условий детализирует запрет из статьи 22 ГК. Существует также перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный указом Президента, в который входят «персональные данные», «тайна следствия», так называемая «служебная тайна», «тайна переписки» и другие категории сведений. Однако, перечень этот носит ориентирующий характер, и при его применении приоритет отдается принятым позже федеральным законам, которые имеют большую юридическую силу. Некоторые категории информации из перечня федеральными законами не предусмотрены вообще, например, «служебная тайна», к которой чаще всего причисляют информацию с грифом «Для служебного пользования». Законных оснований для привлечения к какой-либо ответственности за ее разглашения нет, конфиденциальность такой информации обеспечивается ведомственными нормативными актами и угрозой привлечения к дисциплинарной ответственности. В качестве примерного перечня категорий информации, доступ к которой ограничен, может использоваться второе приложение к регламенту размещения судебных решений в ГАС «Правосудие». Первая часть этого приложения содержит уже упоминавшийся «перечень сведений конфиденциального характера», а вторая представляет собой большую подборку ссылок на законы, устанавливающие такие ограничения. В случае, если такую информацию разглашает лицо, которому она стала известна в связи с работой, оно может быть привлечено к ответственности по статье 13.14 КоАП. Может ли собственник запретить фотографировать свое имущество? Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности, которая наделяет собственника полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» им. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любое получение информации, включая пристальное рассматривание. Фактически тот, кто вводит на территории своей собственности подобные запреты, пытается запретить другим пользоваться их собственностью, то есть, фотокамерами. Запрет на фотосъемку внутри магазинов и прочих мест оказания услуг имеет, по большому счету, одну реальную причину: владельцы заведений хотят пресечь фиксацию возможных нарушений закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов. Вся информация о товарах, которую продавец предоставляет покупателю, представляет собой так называемую «публичную оферту», описанную в статье 437 ГК. Доступ к информации, входящей в состав такой оферты, должен предоставляться неограниченному кругу лиц, поэтому она, в соответствии с законом «Об информации…» является общедоступной. То, с помощью чего покупатель будет фиксировать и обрабатывать такую информцию, владелец заведения регламентировать не может. В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает. Какие-то ограничения могут быть установлены на создание и распространение изображений тех предметов, которые являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Однако, авторские права будут принадлежать создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в ст. 1227 ГК, «интеллектуальные права» не зависят от права собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности. К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования», таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц». Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается. Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными правовыми актами. А поскольку «потребителем» считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением. Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно. Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно. Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в пятом пункте «Правил оказания услуг общественного питания», который дает владельцу заведения право устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Однако, ограничение на сбор информации все-таки противоречит Конституции и закону «Об информации…» Таким образом, любые запреты на фото — и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям. Тем не менее, иногда может потребоваться согласие на публикацию фотографии от собственника изображенного на ней предмета. Прежде всего – при продаже фото в зарубежные фотобанки или издательства: такое требование содержится в законодательстве некоторых зарубежных стран. Кроме того, согласие может потребоваться при коммерческом использовании фотографий предметов, находящихся в музеях (это, пожалуй, единственный случай, когда собственник может ограничить использование изображений своей собственности). Кроме того, иногда владелец заведения разрешает съемку за плату, объявляя ее «услугой». Это также незаконно: «услугой», в соответствии со статьей 779 ГК, являются только «действия» или «деятельность». В данном случае имеет место только незаконный запрет, а действия по съемке производит сам посетитель. Могут ли запретить профессиональную фотосъемку со штативом и вспышкой? Как правило, под «профессиональной» понимается съемка с использованием штативов или другого оборудования, с помощью «профессиональной» зеркальной камеры (реже – съемка со вспышкой). Разумеется, настоящим критерием отличия ее от «любительской» является цель использования снимков, но «на глаз» определить ее невозможно. Поэтому всех фотографов с более-менее большими камерами часто ограничивают в правах, предполагая, что они будут зарабатывать на снимках, что нарушает закрепленный гражданским законодательством принцип «презумпции добросовестности», о котором речь пойдет далее. Не совсем понятно, чем можно объяснить запрет «профессиональной съемки», скорее всего, это «калька» с зарубежного законодательства. Если фотограф снимает не «для себя», а в связи с какими-то служебными потребностями или для использования изображений «в коммерческих целях», то в данной ситуации на него не действует закон «О защите прав потребителей», поскольку потребитель --- это лицо, которое приобретает товар или заказывает услугу для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако, применимы Конституция и закон «Об информации…» Поэтому запрет на съемку незаконен, независимо от того, в каких целях она осуществляется. Но запретить устанавливать осветительные приборы, штативы, и тому подобные предметы администрация учреждения может постольку, поскольку это мешает окружающим и нарушает общественный порядок. Например, в правилах московского метро содержится запрет на «создание ситуаций, мешающих движению пассажиропотока», который применим в том случае, если «профессиональная» фотосъемка как-то мешает пассажирам. Законные запреты на «профессиональную фотосъемку» расчитаны на ситуации, когда от сотрудников объекта, на котором она производится, требуется какая-либо помощь, например, перекрытие движения или допуск в закрытые зоны, поскольку при этом нарушается обычный порядок работы организации. Кроме того, не распространяется на такую съемку и те права по «свободному использованию», которые установлены в Гражданском кодексе: статья 1273 неприменима, поскольку она разрешает копирование «в личных целях». Если в кадр попало произведение, находящееся в общественном месте, использовать такую фотографию в коммерческих целях вы не сможете без разрешения автора произведения: этого не разрешает статья 1276 ГК. Пожалуй, единственная статья, которая допускает коммерческие цели использования – 1274, которая говорит о «культурных целях», под которыми можно понимать и те, что предполагают извлечение прибыли. Например, цитирование возможно независимо от извлечения прибыли. Закон не ограничивает те виды произведений, которые можно цитировать, однако, вопрос о том, применима ли данная норма к изображениям, относится к спорным (хотя решение, в котором публикация чужого изображения названа именно цитированием, выносил даже Верховный суд). Еще один подпункт первого пункта ст. 1274 ГК, применимый к съемке – пятый, который разрешает изображать в информационных и новостных сюжетах произведения, попавшие в кадр. Однако, по действию он «перекрывается» статьей 1276, так что для «коммерческого» использования фото, на котором есть изображение какого-то другого произведения, лучше спросить разрешения его автора (если срок охраны авторских прав не истек). Препятствием к покупке фотографии изданием или фотобанком может стать даже товарный знак, попавший в кадр, что, вообще-то не нарушает закона: изображение ТЗ не является его «использованием» («использование» по закону – это только действия, которые направлены на индивидуализацию товаров и услуг с его помощью). Кроме того, для продажи фотобанку фотографий, на которых изображены люди, потребуется письменное согласие этих людей. Может ли владелец квартиры в многоквартирном доме запретить снимать с лестничной клетки, чердака, и т.п? Помещения многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания жилых помещений (подвалы, лестничные площадки, и т.п.), в соответствии с Гражданским (ст. 290) и Жилищным кодексом, являются общей долевой собственностью жильцов дома, которые владеют, пользуются и распоряжаются ими. Однако, вопрос о допуске на них посторонних законодательством не урегулирован. По общему правилу, для доступа в такие помещения получать разрешение кого-то из жильцов подъезда не обязательно: кроме жильцов дома туда могут заходить и посторонние, например, почтальоны или работники коммунальных служб. Что же касается запрета на вход в подъезды, то он, в соответствии со ст. 247 ГК, может быть установлен только всеми собственниками, либо судом. Для этого Жилищным кодексом (ст. 44--48) предусмотрено общее собрание жильцов, на котором и могут приниматься такие решения. Может ли руководство магазина запретить съемку со ссылкой на то, что внешний вид магазина и выкладка товара являются коммерческой тайной? Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно прежде всего ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, ею быть не могут по определению. Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст. 10 закона: определить перечень такой информации, порядок обращения с ней, вести учет лиц, получающих доступ к коммерческой тайне, маркировать соответствющим образом носители с такой информацией. Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия всех мер по охране конфиденциальности. То есть, уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики. Существует также перечень сведений, которые вообще не могут составлять коммерческую тайну, он содержится в пятой статье закона о КТ, а также в одном из постановлений Правительства. В число таких сведений входят, в частности, сведения о выданных лицензиях и документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью, документы об уплате налогов и обязательных платежей, и т.п. Можно ли, фотографируя предмет, нарушить авторское право его создателя? Если фотография, картина или архитектурное произведение, охраняемое авторским правом, находятся в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъемка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса. С исключениями: запрещено снимать такое произведение так, чтобы оно являлось основным объектом съемки, а также запрещено использовать изображение «в коммерческих целях» (даже если оно – не «основной объект», а просто попало в кадр). Кроме того, если изображение любого произведения просто попадает в кадр при создании информационного или новостного сюжета, то спрашивать на это согласия правообладателя не нужно, поскольку в данном случае применим подпункт 5 пункта 1 статьи 1274 ГК, который разрешает изображать произведения, случайно оказавшиеся в кадре, а также передавать такие сюжеты в эфир или по кабелю. Это могут быть не только произведения изобразительного искусства и архитектуры, но и музыка или фильмы. Но эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не «для себя». Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам – запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, пп. 5).
Кроме того, статья не разрешает создавать копии произведений с помощью «профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях», причем перечня такого оборудования законодательство не содержит. Сам этот запрет связан с тем, что статья 1245 ГК предусматривает при создании копии для личных целей уплату отчислений правообладателям. Формально платит их не тот, кто копирует, а производители и импортеры оборудования и носителей информации, которое предназначено для этого. Но в конечном итоге они все равно включаются в стоимость оборудования и носителей, и уплата их опосредованно ложится на потребителя. Список такого оборудования утвержден постановлением Правительства №829 от 14 октября 2010 г. «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». В него включены любые фото — и видеокамеры, независимо от того, относятся ли они к «профессиональным» или «любительским». Поэтому запрет на съемку «профессиональной» камерой в личных целях со ссылкой на статью 1273 ГК неправомерен: необходимые отчисления правообладателям уже уплачены со стоимости любого фотоаппарата. Очень часто приходится слышать о том, что создавать для себя копии можно только с «лицензионных» экземпляров произведений (дисков, кассет, и т. п.) Однако, такого требования в законе не содержится. Кроме того, статья 1245 предусматривает уплату денег со всех носителей информации, независимо от того, что на них будет записано, и с какого диска, лицензионного или «пиратского». Купив чистый диск, покупатель уже заплатил необходимые отчисления, независимо от того, что он на него запишет. Таким образом, закрепляя право создавать для личного пользования копии произведений, ГК легализует создание «пиратских» копий, которые не участвуют в обороте (то есть, не продаются, не сдаются в прокат, и т. п.) Статья 1273 разрешает пользоваться такой копией только для «частного» просмотра в кругу семьи и друзей. Любое иное использование способом из числа перечисленных в статье 1270 ГК, может быть признано нарушением авторского права – в том случае, если цели такого использования не подпадают под другие статьи кодекса, разрешающие, например, цитирование (ст. 1274) или создание копии для целей правоприменения (ст. 1278). Кроме того, автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала такого произведения возможности его копирования, в том числе с помощью фотосъемки. Такое право называется «правом доступа», оно закреплено в статье 1292 ГК. Авторское право имеет ограниченный срок действия. В России и большинстве европейских стран оно составляет семьдесят лет после смерти автора, этот срок может быть продлен, если автор был репрессирован, работал или участвовал в Великой Отечественной войне. Если же произведение было опубликовано под псевдонимом, анонимно или после смерти автора, срок составляет семьдесят лет после обнародования. Это правило не действует, если авторство не вызывает сомнений или раскрыто самим автором в течение этого срока. Также не охраняются произведения народного творчества, авторов которых установить невозможно. Можно ли снимать на концертах, в театре, и других зрелищных мероприятиях? Широко распространен запрет на фото — и видеосъемку в ходе проведения концертов и прочих зрелищных мероприятий. Обычно это объясняется тем, что вспышка может ослепить артистов, но чаще – не объясняется никак. Кроме того, любое публичное исполнение (песни, танца, спектакля, и т.п.) порождает у исполнителя так называемые «смежные права» на свое исполнение, которые регулируются соответствующей главой Гражданского кодекса. Смежные права очень похожи на авторские, но связаны они не с созданием новых произведений, а с воплощением уже существующих. Например, авторские права на песню возникают у авторов слов и музыки, а у исполнителя и изготовителя фонограммы возникают смежные права на это исполнение и фонограмму. Поскольку смежные права сходны с авторскими, то результат исполнения можно свободно использовать в сходных ситуациях. Статья 1306 ГК, устанавливая перечень таких ситуаций, ссылается на статьи, регламентирующие авторские права: 1273, 1274, и другие. Использовать результат исполнения, охраняемый смежными правами, можно в тех же ситуациях, в которых можно свободно использовать произведения, охраняемые копирайтом. Что же касается самой съемки, то законных запретов на ее проведение не установлено. Теоретически – устроитель концерта может заявить, что, запрещая камеры, он пресекает действия, создающие угрозу нарушения прав, в порядке их самозащиты (такое право ему предоставлено статьей 14 ГК). Об «угрозе нарушения прав» упоминается и в статьях 1250--1252 ГК, что дает устроителям мероприятия возможность ссылаться и на них. Однако, ГК в статье 10 закрепляет и так называемую «презумпцию добросовестности» участников гражданского оборота, в соответствии с которой разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, пока не доказано обратное. Также в данном случае применим закон «О защите прав потребителей», с его запретом на дополнительные ограничения прав, не установленные в законе. Например, если речь идет о съемке в личных целях, то делать такую съемку можно при любом исполнении, независимо от того, кому принадлежат смежные права на него. Однако, обнародовав такую запись, можно нарушить эти смежные права, если такое обнародование не разрешено осуществлять без согласия правообладателя. Таким образом, какой-либо запрет на фотосъемку концертов и других зрелищных мероприятий не соответствует закону. Не нарушает ли авторских прав съемка страниц книг в библиотеке? Законом «О библиотечном деле» (ст. 1) определено понятие «общедоступной библиотеки», которая оказывает услуги всем гражданам, независимо от уровня образования, отношения к религии, и т.п. Седьмая статья указанного закона дает право библиотекам определять порядок доступа к фондам. Однако, порядок обработки той информации, к которой предоставлен доступ, ограничивать они не вправе. Библиотекам статьей 1275 ГК предоставлено право осуществлять по заказу читателей так называемое «репродуцирование» отдельных статей и малообъемных произведений. «Репродуцирование» – это изготовление «бумажных копий», простая фотосъемка и создание электронного документа к нему не относится. Библиотека может запретить вам фотосъемку только в одном случае: если фотографируется экран компьютера, на который выведен какой-либо цифровой файл (текстовый или графический) с произведением, охраняемым авторским правом. Такой запрет ее обязывает установить пункт 2 статьи 1274 ГК: цифровые экземпляры, которые выдаются в пользование библиотекой, нельзя копировать «в цифровой форме». Если же вы принесли в библиотеку свой фотоаппарат, то закон (уже упомянутая статья 1273 ГК) разрешает снимать все, что угодно. Нарушить авторские права можно, только отсняв ноты или книгу целиком, а затем их распечатав: эта статья не разрешает репродуцирование «книг (полностью) и нотных текстов». Однако, после принятия четвертой части ГК во многих библиотеках стали ограничивать копирование, якобы из-за «изменившегося закона». Некоторые библиотекари повторяют широко распространенное заблуждение о том, что копировать можно только определенный процент книги – 30%, 50%, 60%, и т.д. На самом деле, нормы Гражданского кодекса, касающиеся свободного воспроизведения произведений текстуально повторяют нормы закона «Об авторском праве и смежных правах», действовавшего до нее – то есть, никаких изменений не произошло. Существует книга, авторами которой являются Я.Л. Шрайберг, А.И. Земсков, В.В. Терлецкий, В.Р. Фирсов, она называется «Авторское право и библиотеки». Книга изобилует правовыми заблуждениями, связанными с правомерностью «библиотечного копирования», однако, она рассылалась для изучения во многие крупные библиотеки. Кроме того, в специализированных библиотечных изданиях периодически публиковались статьи, которые выполнены примерно на таком же уровне, как и эта книга. Так что стоит помнить: большинство библиотечных работников авторское право понимает превратно, руководствуясь заблуждениями, которые распространяют различные «копирайт-экстремисты». Многочисленные запреты на пользование своей собственной техникой для снятия копий имеют под собой одно-единственное рациональное обоснование: таким образом библиотека вынуждает читателей пользоваться платным ксероксом. Такие действия называются «навязанной услугой» и противоречат статье 16 ЗоЗПП, которая запрещает обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других. То же самое относится к случаям, когда библиотека вводит так называемую «услугу», которая состоит в платном предоставлении книг и документов для копирования. Основное требование закона к деятельности библиотек – то, что она осуществляется на бесплатной основе (книги выдаются «во временное безвозмездное пользование»). Услуга, в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 779) – это «действия» или «деятельность», поэтому, позволив посетителю воспользоваться своим собственным фотоаппаратом, библиотека никаких услуг ему не оказывает, поскольку не совершает никаких действий, а брать плату за выдачу книг права у нее нет. Кроме того, такие запреты противоречат п. 3 ч. 4 ст. 8 закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который запрещает ограничивать доступ к открытым фондам библиотек, музеев и архивов.
Пункт 3.1 статьи 13 закона «О библиотечном деле» дает библиотеке право ограничивать копирование и выдачу книжных памятников и документов, предназначенных для постоянного хранения. Это вызвано заботой о сохранности таких документов. Однако, обычные книги к «памятникам» не относятся, и это ограничение к ним применяться не может. Что же касается «документов, предназначенных для постоянного хранения», то их хранение и выдача осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле. Для постоянного хранения предназначены документы, прошедшие экспертизу ценности и включенные в Архивный фонд РФ. На практике возникают затруднения в применении закона «О защите прав потребителя» при оказании бесплатных услуг, к которым относится, по закону, и библиотечное обслуживание. Закон этот применим и в данном случае, поскольку к потребителям он относит граждан, которые заказывают или используют услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд. Если «заказать» можно только платные услуги, то «использовать» – любые. Может ли фотосъемка нарушить права владельцев товарных знаков, попавших в кадр? Не любое изображение товарного знака нарушает права его владельца. Согласно статье 1484 ГК, под «использованием ТЗ» понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг, то есть, нанесение товарного знака на изделия, использование его в рекламе товаров, и т.п. Простое фотографирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца ТЗ на этапе фотосъемки невозможно. Кроме того, в соответствии со статьей 1487 ГК, товарный знак можно использовать без согласия правообладателя для товаров, которые были введены в гражданский оборот самим правообладателем знака или с его согласия. Это правило действует при продаже товаров, на которых был законно нанесен товарный знак. В качестве товарного знака может использоваться изображение, охраняемое авторским правом, в этом случае на него распространяются соответствующие нормы Гражданского кодекса. Можно ли фотографировать спортивные соревнования? Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – один из немногих законов, в котором прямо запрещается съемка спортивных мероприятий без согласования с их организаторов (ч. 4 ст. 20). Он закрепляет, что организаторам мероприятий «принадлежат исключительные права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий». Фактически, здесь введен новый вид исключительного права, близкий к имущественным авторским правам – право организатора спортивного мероприятия на его съемку. В частности, то, что исключительное право на трансляцию матча принадлежат его организаторам, говорится в уставах УЕФА (ст. 14) и ФИФА (ст. 49). Возможно, в за рубежом дела именно так и обстоят, но при практическом применении этих норм в России обнаруживается несоответствие их законодательству, поскольку статья 1329 ГК считает обладателем смежных прав на запись только организацию, которая осуществляет передачу ее в эфир. При этом закон распространяет свое действие на все спортивные мероприятия без исключения, включая любительские, а также тренировки и обучение спортсменов (они тоже входят в определение «спортивного мероприятия»). Под большим вопросом соответствие такого запрета Конституции, однако, пока он не отменен, организаторы вправе требовать его исполнения (хотя на практике занимаются этим редко). В том случае, если речь идет об олимпийских символах, право на них регулируется Найробским договором об охране олимпийского символа. В соответствии с ним, страны, присоединившиеся к договору, принимают меры к запрету регистрации олимпийского символа (пяти колец) в качестве товарных знаков и использовании его в коммерческих целях. Символы конкретных Олимпийских игр, включающие в себя пять колец, охраняются внутренним законодательством, например, для Олимпиады 2014 года в Сочи это – закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Олимпийской хартии, право на трансляцию Олимпийских игр принадлежит Международному Олимпийскому комитету, однако, Хартия не является международным договором и устанавливать какие-то обязанности не может. Может ли запретить снимать администрация музея? «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 53) за организациями культуры закреплено право на реализацию продукции с изображением объектов культурного наследия, а также деятелей культуры, «при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц». В той же статье говорится, что при использовании изображения без разрешения «применяются нормы законодательства Российской Федерации». Это полномочие сходно с теми, которые предоставляет правообладателю копирайт. Однако, авторским правом на предмет или изображение обладает только его создатель, а не владелец. Вдобавок, авторским правом может охраняться только то произведение, которое носит творческий характер. Например, если происходит съемка скульптуры, то полученное изображение может считаться творческим, а вот простое воспроизведение картины, задача которого – создание ее копии, будет, скорее всего, признано простой технической работой по копированию. В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 1228 ГК, граждане, оказавшие автору только техническое содействие, не признаются авторами произведения. Вопрос о творческом или нетворческом характере труда может быть решен судом исходя из конкретной ситуации. Однако, независимо от этого – «Основы…» не вводят никаких новых правомочий по сравнению с авторским правом и не делают владельца предмета обладателем авторских прав на него (еще и в силу п. 2 ст. 1227 ГК, в которой говорится, что переход права собственности на вещь не влечет за собой перехода интеллектуальных прав). Статья 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека.
Кроме этого, статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК. Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях. Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта (см. вопрос «Может ли собственник запретить фотографировать свое имущество?», стр.???). Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьей 8 закона «Об информации…» Что же касается продажи музеями «права на съемку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение. В музейных «правилах» разрешение на съемку обычно именуется «услугой», но услуга – это, в соответствии со ст. 779 ГК, «действия» или «деятельность», а музей, позволяя посетителю снимать, не осуществляет ни того, ни другого. Учет и хранение музейных ценностей регулируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры от 17 июля 1985 г. №290, и до сих пор действующей. Однако, эта инструкция была принята до закона «Об информации…» и может применяться только в части, не противоречащей ему, т.е., устанавливать ограничения на доступ к информации она не может. описывают только такие съемки, для которых требуется использовать стационарные источники света, либо «профессиональные» съемки, требующие содействия администрации музея. На такие съемки требуется получить согласие главного хранителя музея. Разумеется, это не относится к фотографированию, которое ведется посетителями с помощью обычных фотоаппаратов. Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры, и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремле в Москве или Смольном институте в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон. Запрет на пронос в музей съемочной аппаратуры содержался в совместном приказе МВД, Министерства культуры и Федеральной Архивной службы от 25 мая 1998 г. № 315/ 255/ 38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 73.4.1). Однако, в апреле 2009 г. данный приказ был отменен. Может ли архив запретить переснимать хранящиеся в нем документы? В законе «Об архивном деле в Российской федерации» (ст. 24--26) установлен перечень оснований для ограничения доступа к архивным документам. Если документ находится в частной собственности, то ограничения на доступ могут быть установлены его собственником или владельцем, если в государственной – международным договром или законодательством. Если документ находится в открытом фонде архива, доступ к нему ограничен быть не может, поскольку это запрещено ст. 8 закона «Об информации…» Основными критериями ввода ограничений доступа является то, содержат ли архивные документы какую-либо охраняемую законом тайну, а также есть ли в них сведения о личной или семейной тайне гражданина. Ограничения с последней категории документов снимаются по истечении семидесяти пяти лет со дня их создания, этот срок может быть сокращен с письменного разрешения гражданина либо его наследников. Кроме того, законом разрешено использовать, передавать и распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах. Никаких ограничений на их копирование закон не устанавливает. А в правилах работы пользователей в читальных залах государственных архивов (пп. 3.2.6--3.2.7) прямо предусмотрено, что посетители читальных залов вправе самостоятельно изготавливать копии документов. Правда, проносить копировальную технику пунктом 5.8 Правил разрешено «в исключительных случаях». Писались Правила в 1998 году, и, скорее всего, такое ограничение связано с размерами тогдашней техники. Часто работники архивов ссылаются на этот пункт, когда нужно запретить копирование или навязать платную услугу архива по изготовлению копий. Запрет на копирование содержится в Положении о порядке доступа к документам, содержащим сведения о лицах, подвергшихся политическим репрессиям: документы, в которых есть сведения о сотрудничестве таких лиц с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разыскную деятельность, предоставляются без права снятия с них копий. Это Положение принято за несколько дней до закона «Об информации…», и противоречит ему. Применяться должен закон «Об информации…», как имеющий большую юридическую силу. Нарушает ли фотографирование человека его право на собственное изображение? Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получение таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии. Однако, из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно «в государственных, общественных или иных публичных интересах», либо если оно получено при съемке в общественном месте, и изображенное лицо не является его «основным объектом». То есть, если кто-то случайно попал в угол кадра, он не имеет право запретить использовать этот снимок. Хотя, понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение (возможного) суда (как и «государственные» и прочие «интересы»). В одном из постановлений Пленума Верховного суда, касающемся применения закона «О средствах массовой информации» разъясняется, что такое «общественный интерес»: он должен быть связан с какими-либо потребностями общества, касающимися угроз правовому государству, окружающей среде, и т.п. Во всех остальных случаях на публикацию снимка требуется согласие лица, изображенного на фотографии. Стоит также помнить, что при съемке и публикации чьих-либо фотографий вы можете нарушить тайну частной жизни лица (см. вопрос «Нарушает ли съемка человека неприкосновенность его частной жизни?», стр.???) Сложности могут возникнуть и при съемке несовершеннолетних. Гражданский кодекс (статьи 26, 28) определяет круг сделок, которые могут совершать дети, согласие на публикацию собственного изображение в число этих сделок не включено. Вопрос о том, нужно ли спрашивать на такую публикацию разрешения родителей ребенка, относится к числу спорных. Поэтому после съемки имеет смысл либо спрашивать разрешения и у изображенного на фотографии ребенка, и у его родителей, либо публиковать только такие фотографии, для которых такое разрешение не требуется в соответствии со ст. 152.1. Довольно часто право на собственное изображение причисляют к «авторским», это связано с тем, что в прежнем Гражданском кодексе РСФСР соответствующая статья находилась в разделе авторского права. Однако, это неверно: право на свое изображение – совершенно особенное, к исключительным правам оно не относится. Нарушает ли съемка человека неприкосновенность его частной жизни? События, происходящие с человеком в общественном месте, либо при выполнении им каких-то публичных функций (например, деятельности госслужащего) в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни». Возможны исключения, однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно, поскольку в действиях фотографа отсутствует вина. Примерно такого мнения придерживался суд в одном из первых в России дел о нарушении неприкосновенности частной жизни, иску участницы конкурса красоты к газете «Центр Азии», опубликовавшей ее фотографию во время курения. По мнению суда, редакция газеты, опубликовавшая фотографию курящей участницы одного из конкурсов красоты, не предполагала и не должна была предполагать, что ее курение в общественном месте может являться «личной тайной.» Съемка в общественных местах может нарушить неприкосновенность частной жизни в тех случаях, когда фотографируется человек, находящийся в примерочной кабинке магазина, общественном туалете, бане, и т.п. В американском праве для определения того, желает ли кто-то сохранить эту тайну, используется термин «expectation of privacy», т.е., «ожидаемый уровень приватности». Он зависит не только от объективных факторов, но и от субъективных ожиданий лица. Подобный принцип применяется на практике и в России, хотя и без устоявшегося названия. Законом запрещен «сбор сведений о частной жизни», а единичное фотографирование «сбором» не является. Однако, систематическая фотосъемка одного и того же человека несколько раз подряд уже может быть признана «сбором сведений». Правда, учитывая тот правовой вакуум, который наблюдается как в сфере регламентирования «права на съемку», так и при описании того, что относится к «частной жизни», в том случае, если человек в кадре просит не фотографировать его, имеет смысл эту просьбу выполнить. Тайну частной жизни могут составлять вещи, находящиеся в квартире, а также обстановка квартиры, причем, в соответствии с «ожидаемым уровнем приватности», она представляет собой «тайну» с большей вероятностью, нежели действия лица, совершенные в общественном месте. То есть, снимая внутри квартиры, фотограф может предполагать о том, что его действия нарушат тайну частной жизни, и сослаться на отсутствие вины будет уже труднее. Гражданин может сам дать понять окружающим, что считает определенную информацию тайной своей частной жизни, например, войдя в примерочную кабинку в магазине и завесив штору. Кроме того, даже единичная съемка человека, находящегося в больнице, может составлять так называемую «врачебную тайну», к которой, в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», относится даже сам факт обращения за медицинской помощью. Правда, ответственность за нарушение этой тайны может быть возложена только на медицинских работников, которые получили доступ к информации при выполнении своих профессиональных обязанностей. Примечательным примером решения спора о вмешательстве в частную жизнь международной судебной инстанцией может служить дело «Пек против Соединенного Королевства», рассмотренное Европейским судом по правам человека. Оно касалось обнародования изображений заявителя, полученных с помощью видеокамер наблюдения непосредственно после попытки совершения заявителем самоубийства. В данном деле суд счел нарушением права на частную жизнь не саму съемку, а ее публикацию. В своем решении суд отметил, что для решения вопроса о том, имело ли место вторжение в частную жизнь, следует учитывать «разумные предположения лица» в отношении ее неприкосновенности. Кроме того, по мнению ЕСПЧ, высказанному со ссылкой на другие рассмотренные дела, в подобных случаях имеет значение не только то, сделаны ли фотографии в общественном месте во время публичных мероприятий, но и то, производилась ли идентификация лиц, изображенных на фотографиях при их публикации. Однако, в других делах, рассмотренных ЕСПЧ, суд не признает нарушающими право на частную жизнь фотографирования в общественных местах, без записи видеоинформации. Понятие «тайны частной жизни» в законе не определено, да этого и невозможно сделать. Поэтому для решения вопроса о том, что конкретно ее составляет, придется исходить из общих принципов права и конкретной ситуации. Кроме того, в законе не определено и то, что считается «общественным местом». По общему правилу под ним понимается место с неограниченным доступом, в котором может находиться неограниченный круг лиц. Причем – необязательно, чтобы число лиц, которые фактически находятся в таком месте, было значительным, достаточно самой этой возможности. Примерный перечень мест, которые считаются и не считаются «общественными», содержится в одном из приложений к инструкции «О едином учете преступлений». В частности, не относятся к «общественным» частные владения, охраняемые объекты, а также места общественного пользования, которые в момент совершения преступления не выполняли общественных функций, то есть — были закрыты. Однако, не ясно, можно ли использовать этот перечень для каких-либо иных целей. Является ли изображение человека его персональными данными, и нужно ли получать разрешение на сбор таких данных? К сожалению, очень часто обвинения в нарушении закона о ПД предъявляются людьми, не понимающими его смысла и сферы действия. Закон «О персональных данных» регулирует прежде всего отношения, связанные с обработкой информации, которая совершается либо с использованием «средств автоматизации», либо без их использования, в том случае, если такая обработка соответствует характеру действия, совершаемых и использованием средств автоматизации. Под такими «средствами» одно из постановлений Правительства, принятое в целях реализации указанного закона, понимает действия, осуществляемые без участия человека. Таким образом, закон регулирует только массовую автоматизированную обработку данных, как правило, с использованием компьютерной техники. Для того, чтобы обработка с участием человека попала под регулирование закона, нужно, чтобы она предполагала какие-то массовые операции, которые обычно автоматизируются. Таким образом, под регулирование закона о ПД попадает только массовая обработка данных, либо с помощью компьютеров, либо в картотеках, каталогах, и т.п. Если речь идет о съемке, то закон распространяется на системы автоматической фиксации, например, камеры, установленные на дорогах для выявления нарушений. В том случае, если фотограф осуществляет съемку, закон о ПД на него не распространяется вообще. Кроме того, в первой его статье говорится, что не применяется он и в случаях обработки данных для личных и семейных нужд. Кроме того, под «использованием персональных данных» понимаются не любые действия, а только те, что затрагивают права и свободы субъекта персональных данных, в нашем случае – лица, изображенного на снимке. Пока фотография просто создается, но не используется, никаких прав изображенного лица затронуть она не может. Можно ли снимать в больницах? «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 61) вводят понятие «врачебной тайны», к которой относится сам факт обращения гражданина за медицинской помощью, информация о состоянии его здоровья, и вообще все сведения, полученные при его обследовании и лечении. В «Основах» содержится запрет для медицинских работников разглашать эти сведения, если они получены при обучении или исполнении обязанностей. Есть и исключения из этого правила, когда такая информация может быть представлена посторонним лицам без согласия пациента в целях оказания ему медицинской помощи, – например, если он находится в таком состоянии, когда не может дать согласия. Но допускается только «предоставление» информации, то есть, передача ее определенным лицам. Распространение «врачебной тайны», то есть, передача ее неограниченному кругу лиц, не допускается. Норма об охране врачебной тайны содержится также в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 9). Однако, вполне допустимо обнародовать такую информацию с согласия самого пациента или в обезличенном виде, когда удалены данные, позволяющие его идентифицировать. Если речь идет о съемке, то это могут быть такие фотографии, на которых не видно лиц, либо они скрыты ретушью. Ответственность за разглашение врачебной тайны установлена общими нормами гражданского и уголовного законодательства. При этом она возможна только при наличии вины, которое будет определяться исходя из обстоятельств конкретного дела и распространенных сведений. Например, если разглашение допущено медицинским работником, то будет презюмироваться то, что о существовании врачебной тайны он знает. Ответственности за нарушение тайны могут быть подвергнуты только те лица, которые получили к ней доступ при исполнении профессиональных обязанностей, прежде всего, врачи. Привлечение посторонних лиц по этим статьям невозможно. Если речь идет о съемке в общедоступном месте, будет предполагаться, что зафиксированная информация относится к общедоступной. То же самое можно сказать и о ситуациях, когда приблизительный диагноз ясен из внешнего вида больного, например, сломанная и загипсованная конечность видна всем. Съемка внутри палат, где больные проживают достаточно длительное время, может нарушать и тайну частной жизни, так что перед тем, как снимать, имеет смысл получить разрешение от всех больных палаты или от тех из них, что попадут в кадр. Запрещено ли производить съемку стратегических объектов? Очень часто при фотографировании железной дороги, мостов и тому подобных сооружений она запрещается из-за якобы существующего еще с советских времен «запрета на съемку стратегических объектов». Иногда приводится ссылка на некое «постановление Правительства СССР», принятое в 1924 году и запрещавшее их съемку, с изменениями, внесенными в 1925 году, запретившими без разрешения фотографировать «события внутренней жизни», к которым относились демонстрации, манифестации и иные события политического характера. Однако, в правовых базах документ с подобными реквизитами отсутствует. Вдобавок, до 1946 года «правительство СССР» называлось «Советом Народных Комиссаров». Возможно, под «постановлением» имеется в виду девятая глава Уголовного кодекса РСФСР 1926 года, которая была принята раньше, в 1924 году, и позже была включена в состав УК. В этой главе находится статья 193.12, устанавливающая ответственность за превышение командиром своих прав, которое повлекло «разглашение стратегических планов». Кроме того, статья 185 УК предусматривает ответственность за нарушение правил фото — и киноцензуры. Разумеется, кодекс этот давно уже не действует. Что касается фотосъемки «событий внутренней жизни», то она регламентировалась постановлением Наркомпроса, НКВД и Реввоенсовета, принятым в 1923 году. В 1925 году на его основе были приняты аналогичные правила для Москвы и Московской губернии. Эти постановления разрешали съемку только после получения разрешения местных отделов управления. При этом постановление, принятое в 1923 году все еще формально сохраняет силу: как и многие акты того времени, его никто официально не отменял (это относится ко многим документам Советской власти, принятым от Революции и до конца двадцатых годов). Но применяться оно не может, поскольку этот же вопрос регулируют другие нормативные акты, принятые позже и обладающие большей юридической силой. Есть еще один нормативный акт, который, затрагивает фотосъемку --- это постановление Совнаркома от 23 февраля 1929 г. «О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР», в котором содержится перечень запретов, действующих в приграничной полосе, фотографирование военных и железнодорожных сооружений, а также съемки с самолетов. В правовых базах этого документа нет, поэтому проверить его формальный статус не удалось. Фактически, применяться он также не может. Вполне возможно, что «запрет на съемку стратегических объектов» обязан своим появлениям всем этим документам одновременно, поскольку тексты нормативных актов в РСФСР и СССР были труднодоступны и часто подвергались пересказам. По крайней мере, на появление мифа о его существовании могли повлиять УК 1926 года, в котором упоминаются «стратегические планы», а также постановление Совнаркома 1929 года, в котором содержится список тех объектов, которые и по сей день любят запрещать снимать, то есть, военных и железнодорожных. Кроме того, в нем есть еще один часто встречающийся до сих пор запрет на съемку внутри учреждений без разрешения их администрации. Какие ограничения на съемку установлены законодательством о государственной тайне? Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень содержится в указе Президента, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения. Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством». Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к ГТ, необходимо еще произвести «отнесение» такой информации к гостайне, и ее засекречивание. На практике очень часто про это забывают, относя к «тайне» вообще всю информацию тех категорий, которые содержатся в «перечнях». Процесс засекречивания регулируется третьим разделом закона о ГТ, он включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители секретных сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона о ГТ, Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек. К уголовной ответственности по статье 283 УК за разглашение государственной тайны может быть привлечен только тот, кто имел допуск к работе с такими сведениями или давал подписку об их неразглашении. Кроме того, статьей 4 закона о СМИ средствам массовой информации запрещено разглашать любую охраняемую законом тайну. Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. №3–1 определяется порядок установления пропускного и внутриобъектового режима в здании в том случае, если в нем производится работа с документами, содержащими государственную тайну. Этот режим может включать в себя и запрет съемки, однако, действует он только на территории самого объекта, снаружи снимать его «режимом» запретить нельзя. Кроме того, в постановлении различаются понятия «режимной территории» и «режимного помещения», поэтому, возможно, какие-либо запреты внутри здания в соответствии с ним можно устанавливать только в отдельных помещениях, в которых происходит работа с секретными документами. Кроме того, седьмая статья Закона содержит перечень сведений, которые не могут засекречиваться. Какие запреты на съемку предусмотрены в законодательстве о борьбе с терроризмом? В законе «О противодействии терроризму» в понятие «террористической деятельности» включено «информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта». Часто это пособничество называют просто «информационным пособничеством терроризму», и запрещают любую съемку, которая, якобы «может быть пособничеством». Этот запрет, разумеется, незаконен. Сам закон предусматривает возможность серьезного ограничения прав граждан только во время проведения контртеррористической операции (ст. 11). Прямо об запрете фотосъемки в нем не говорится, но косвенно она может быть ограничена например, удалением людей из зоны операции и тому подобными мерами. За правонарушения в ходе такой операции предусмотрена административная ответственность по статье 20.27 КоАП. Запрещено ли снимать железную дорогу? Съемку «мостовых сооружений, тоннелей, станционных, оборонительных и всякого рода иных сооружений, находящихся на землях, предоставленных железнодорожному транспорту» запрещало проводить постановление Совнаркома «О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР». Весьма вероятно, что именно оно является причиной появления заблуждения о том, что «железная дорога --- это стратегический объект, и поэтому ее запрещено снимать». В настоящее время постановление применяться, конечно же, не может. Законом «О транспортной безопасности» регулируется то, как производится оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и то, какие меры принимаются для их защиты. Однако, единственной задачей установления таких мер является защита от «актов незаконного вмешательства». Под ним в статье 1 закона понимается «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Съемка к таким «актам“ не относится. Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ (ст. 21) разрешает устанавливать ограничения при нахождении людей на путях и платформах, и только для обеспечения безопасности. В “Уставе железнодорожного транспорта» также никаких ограничений на фотосъемку не содержится. Запрет на съемку содержался в «Правилах перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР». Эти правила были отменены приказом МПС №44 от 14 октября 2002 г. Однако, до сих пор многие работники ОАО считают их действующими, а на некоторых официальных сайтах отделений РЖД встречаются цитаты из этого документа о запрете съемок. В существующих «Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» запрета на фото — и видеосъемку также нет. Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД“", утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г. Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц. Но это положение „не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров“ (п. 3 Положения). (Существует ответ с разъяснением этого пункта Положения. В нем говорится, что „определенные ограничения“ все же существуют, но в чем они заключаются --- не объясняется. Скорее всего, автор ответа намекает на запреты, установленные законодательством о государственной тайне). Регулирует это положение только создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован „в коммерческих целях“, и т.п. При этом оно должно распространяться только на фотосъемки, для которых требуется подготовка и содействие со стороны работников железной дороги, а также доступ в закрытые зоны и служебные помещения. В остальной части запрет на съемку установлен незаконно. Существовало также положение „О проведении теле-, видео-, кино — и фотосъемок на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащих ОАО РЖД“, которое запрещает любые съемки, ни для кого не делая исключений. Утверждено оно распоряжением ОАО «РЖД» от 12 марта 2004 г. №1693р. Из-за сходных названий эти документы часто путают.
Положение 2004 г. было отменено тем самым распоряжением 2008 г., которым были утверждены новые правила съемок. Несмотря на это, до сих пор сотрудники ОАО «РЖД», а также вокзальные охранники и полицейские требуют «разрешение на съемку» от всех, именно потому что такой порядок устанавливался в отмененном положении. В соответствии с ним, заявка на съемку рассматривалась «первым управлением» ОАО «РЖД», так что, если при запрете съемок запрещающий упоминает «первый отдел», то, скорее всего, он руководствуется отмененным постановлением (либо вообще никакого не читал). Ограничения для посторонних лиц могут быть установлены только федеральным законом или на его основе. Например, упомянутые «Правила оказания услуг…» приняты Правительством на основе закона «О защите прав потребителей», и все запреты, содержащиеся в них, введены правомерно. А вот ОАО РЖД права вводить ограничения для потребителей не имеет. Запрещено ли снимать в метро? Услуга перевозки в метро – такая же услуга, как и любая другая. И на нее тоже действует статья 16 ЗоЗПП: любые ограничения при ее оказании должны устанавливаться только Правительством. Так что запреты, записанные в «правилах пользования», по большей части незаконны, при условии, что фотосъемка не нарушает порядок, вспышка не слепит машинистов, и т.п. Тем не менее, в правилах поведения в метрополитенах различных городов содержатся запреты на съемку. В Московском метрополитене запрещена «кино — и видеосъемка» без разрешения администрации. Аналогично обстоят дела в Санкт-Петербурге. В одном из разъяснений правил пользования Московским метрополитеном говорится, что в метро запрещена «профессиональная фотосъемка», к признакам которой отнесено использование штатива, вспышки и «профессиональной аппаратуры». Запрет на вспышку объясняется тем, что она может ослепить машиниста, а установка штатива может воспрепятствовать движению пассажиров, что запрещено пунктом 2.11.3 Правил. Однако, никаких оснований для запрета использования «профессиональной техники» ни закон, ни сами Правила не содержат, тем более, что перечень такой техники нигде не определен. Кино — и видеосъемка запрещена также в Нижнем Новгороде, однако, известно «разъяснение» правил пользования метрополитеном работниками метро, в котором говорится также о том, что при фотосъемке «запрещается попадание в кадр подвижного состава и художественного оформления станций». Возможно, запрет этот вызван какой-либо очередной «антитеррористической» внутренней инструкцией, которая не была опубликована. Запреты на фото — и киносъемки без письменного разрешения содержатся в правилах пользования екатеринбургским (п. 9) и казанским метрополитенами. Причем в Казани руководство метро считает съемку «услугой» и берет за нее плату. Проведение съемок регулируется положением «О порядке проведения кинофотосъемочных работ на объектах Казанского метрополитена», которое официально не публиковалось. Фактически, сбор денег за это представляет собой неосновательное обогащение, поскольку, позволяя снимать своей собственной камерой, никакой услуги мертополитен посетителю не оказывает, так как не совершает при этом никаких «действий», как того требует ст. 779 ГК. Запретов на съемку не содержится в правилах Новосибирского и Самарского метро. В Самаре запрет был отменен в августе 2010 г. после протеста прокуратуры. Кроме того, в январе 2011 года аналогичный протест был внесен в администрацию г. Екатеринбурга, но на момент написания версии 1.0 сборника соответствующие пункты Правил пользования метрополитеном в г. Екатеринбурге еще не были отменены.
_________________
|
|