Жизнь взаймы ожидает Республику Коми в ближайшие три года10:13 29 ноября 2013г.
Жизнь взаймы ожидает Республику Коми в ближайшие три года
Неделю назад депутаты Госсовета Коми приняли закон «О республиканском бюджете РК на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», последствия которого не сулят ни региону, ни его жителям ничего хорошего. Если верить правительственным разработчикам законопроекта, прошедшего парламентское сито, в течение следующих трёх лет республику ожидают острые проблемы с наполняемостью казны, планомерное уменьшение госинвестиций в объекты капитального строительства и
хронический дефицит бюджета. Судя по запланированным цифрам доходной части республиканского бюджета на следующие три года, Коми (вместе с большинством других регионов страны) медленно, но верно входит в новый виток финансово-экономического кризиса. В следующем году в региональную казну из разных источников предполагается собрать 59,3 млрд. рублей, в 2015-м — 60,1 млрд., а в 2016-м — 62,4 млрд. рублей. Незначительный номинальный рост доходов не должен вводить в заблуждение обывателя — в реальности он будет с лихвой нивелирован инфляцией, ежегодный уровень которой, даже по самым осторожным прогнозам Министерства экономического развития РФ, составит от 4 до 5,5%.
Что же касается расходной части бюджета, то её параметры в следующие три года, по версии разработчиков, будут исчисляться следующими цифрами: 67,3, 68,6 и 71,2 млрд. рублей.
Ежегодный бюджетный дефицит (от 8,1 млрд. рублей в 2014 году до 8,8 млрд. в 2016 году) выльется в конечном итоге в
весьма внушительную сумму государственного долга, которая к концу трёхлетки составит 78% от суммы доходов годового консолидированного бюджета РК. Цифра, конечно, не смертельная, но весьма и весьма обременительная: к примеру,
только в 2016 году обслуживание госдолга (заключающееся в текущих выплатах по процентам от взятых взаймы средств) обойдётся республике в 3,4 млрд. рублей. Обвал в сборе доходов начался уже сегодня. За первые шесть месяцев текущего года в республиканскую казну в качестве налога на прибыль организаций поступило на пять с лишком миллиардов рублей меньше, чем за тот же период прошлого года.
Катастрофическое падение в сборе этого основного бюджетоформирующего регионального налога было вызвано тотальным сокращением сальдированного финансового результата предприятий, причём не только в республике, но и в стране в целом. По данным Федерального казначейства, лишь в семи регионах РФ сборы налога на прибыль увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Эксперты объясняют массовое снижение прибыльности предприятий общей экономической стагнацией. К тому же для Коми и других регионов, на территории которых располагаются крупные прибыльные предприятия, существенным усугубляющим фактором падения поступления налога на прибыль мог стать переход этих предприятий на централизованную уплату налога в связи с поправками в Налоговый кодекс РФ о введении так называемой «консолидированной группы налогоплательщиков».
Второй провальной статьёй доходов республиканского бюджета РК уже стали и будут в следующее трёхлетие так называемые «безвозмездные поступления». Речь идёт о трансфертах из федерального бюджета. Как и в случае со снижением сбора налога на прибыль, сокращение трансфертов из Москвы — общерегиональная тенденция, связанная с проблемами федерального бюджета, который, тем не менее, в отличие от большинства региональных, пока остаётся профицитным (+ 591 млрд. рублей по итогам девяти месяцев текущего года).
Раньше в Бюджетном кодексе РФ существовала норма, предусматривавшая, что при распределении доходов по разным уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета страны. Такая норма, отменённая с 1 января 2004 года, позволяла регионам-донорам оставлять в своих бюджетах не менее половины доходов, собранных на их территориях.
С тех пор ситуация изменилась кардинально. Налоговые доходы распределены между федеральным и региональными бюджетами таким образом, что
Коми, как и большинство других регионов-доноров, отчисляет в Москву около 60% средств, собираемых в качестве налогов на её территории. А вот размер безвозмездных отчислений из столицы на финансирование отдельных целевых программ будет падать из года в год: в 2014 году он составит 5 млрд. рублей, в 2016-м — уже 3,4 миллиарда.
Положение дел таково, что в предстоящее трёхлетие республике придётся ограничиться бюджетом «текущих расходов», забыв о так называемом «бюджете развития». На инвестиции в объекты капитального строительства, включая автодороги регионального и межмуниципального значения, в следующем году предполагается выделить всего 4,6 млрд. рублей (из них чуть более миллиарда будут брошены на нескончаемую достройку санаторного комплекса в Серёгово), а в заключительном году трёхлетки и того меньше — 2,9 миллиарда.
Причём не факт, что и эти жалкие средства будут освоены. В этом году, например, из-за нераспорядительности Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК были неоправданно затянуты и заморожены работы на ряде объектов, в результате чего пришлось вносить поправки в бюджет об уменьшении ассигнований на капстроительство почти на полмиллиарда рублей.
Как обычно, львиная часть средств республиканского бюджета в предстоящие годы уйдет на те самые текущие расходы: зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, в фонд обязательного медицинского страхования, а также на закупку товаров, работ и услуг для госнужд.
Отдельно в бюджете выделены расходы на реализацию майских, 2012 года, указов Президента, касающихся поддержки учителей общеобразовательных учреждений, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей, охраны материнства и детства, ликвидации очередей в детские сады и формирования здорового образа жизни. Восемь президентских указов обойдутся казне Коми в 19,7 млрд. рублей в 2014 году и в 23,6 миллиардов в 2016-м.
Президентские же решения об увеличении и индексации зарплат бюджетников будут стоить трёхлетнему республиканскому бюджету ещё почти 13 миллиардов целковых.
На состоявшейся в минувший четверг сессии Госсовета РК против принятия трёхлетнего закона о республиканском бюджете проголосовали лишь трое депутатов — членов фракции КПРФ. У представителей других фракций вопросов не возникло.
Между тем даже при беглом ознакомлении с бюджетом некоторые из статей расходной части вызывают недоумение. Например, в рамках госпрограммы «Управление госимуществом РК» 357 млн. рублей в 2014 году запланировано потратить на (как сказано в пояснительной записке к бюджету) «повышение эффективности модели управления акционерными обществами, акции в уставных капиталах которых находятся в госсобственности РК». По этой же программе еще почти 120 млн. рублей в следующем году предполагается освоить на «обновление объектов госсобственности РК» и «совершенствование механизмов управления государственными унитарными предприятиями РК».
Итого:
почти полмиллиарда расходов на «обновление», «усовершенствование» и «повышение эффективности». И — почти никакой отдачи, поскольку от использования всего имущества, находящегося в госсобственности республики, предполагается получить в качестве дохода в казну в 2014 году — 41,5 млн. рублей, а в два следующих года 43,5 и 45,5 млн. рублей соответственно. В то же время на господдержку малого и среднего предпринимательства, долю продукции которого в общем объёме валового регионального продукта, судя по госпрограмме «Развитие экономики», предполагается повысить аж до... 8,4%, в течение трёх предстоящих лет предполагается потратить всего 39 миллионов...
Наконец,
почти 18 млн. рублей будет потрачено в следующую трёхлетку на «изучение общественного мнения по вопросам общегосударственного, республиканского и местного значения», ещё 36 миллионов - на обучение настоящих и будущих чиновников. А «основным целевым индикатором и показателем этой программы», по мысли её исполнителей из Управления государственной гражданской службы РК, должно стать повышение «уровня удовлетворённости населения деятельностью органов исполнительной власти» с 45% в 2014 году до 55% в 2016-м от общего числа опрошенных. «Уровень удовлетворённости» в общественном сознании от деятельности муниципальных чиновников предполагается повысить за три года на 1%, доведя его до 61%.
Автор: Сергей Сорокин
http://komikz.ru/news/economy/?id=11597