Виктор Ведрицкас: «Сознание определяет бытие» Печорское время 13.07.2011
С депутатом Госсовета республики, генеральным директором ЗАО «ВиД» и секретарем политсовета Печорского отделения партии «ЕР» Виктором Ведрицкасом еще год назад мы условились поднять тему экономического кризиса. Каким образом он затронет Печорский район? И затронет ли? Позиция Виктора Иозасовича была следующей: существенным образом кризис не помешает району жить и даже развиваться.
— Вы остаетесь на той же позиции и сейчас?
— Остаюсь. Дело в том, что мы не застыли в своем развитии. Да, еще не достигнута цель, к которой стремится район. Некоторые это объяснят посткризисным явлением, но по большому счету у нас и кризиса-то не было. Он больше в головах. Я в этом смысле разделяю следующую точку зрения: сознание определяет бытие, а не наоборот. Упаднические мысли рождают хаотичные действия, и с таким подходом ничего хорошего не добьешься. Если рассматривать положение в Печоре, то обратите внимание на то, что уже сделано. Жилье строится (введены 24-квартирный дом по Печорскому проспекту, 50, 20 квартир в доме по улице Стадионной). Городу пока не выделили средства на асфальтирование, но, несмотря на финансовые трудности (вместо 50 млн. рублей мы располагаем 13 млн.), дороги приводятся в порядок, начиная с самых болевых точек, где ломаются ноги и машины. Три компании занимаются рыбоводством, расположив свои садки на водохранилище ГРЭС, а ведь еще восемь месяцев назад их не было. Если я скажу, что это все, чем мы можем гордиться, то буду не прав. Есть проекты, над внедрением которых мы работаем. В свое время кризис помешал «войти» в город компании по производству древесных гранул как топлива для котельных. Сегодня свой проект продвигает на нашей территории компания «Хекотек». Она входит в группу ведущих европейских компаний-производителей оборудования и новейших технологий лесопильного производства, базирующихся на шведском капитале. Окупаемость завода по производству гранул — 26 месяцев. Совместными усилиями бюджета и частного капитала он будет реализован.
— Но если говорить о недостатках, то они тоже есть.
— Не отрицаю, и бдительные печорцы сигнализируют мне об этом своими жалобами на ЖКХ, на грубое вмешательство, нарушающее облик города. Как пример могу назвать «переоборудование» территории стадиона у бывшей СОШ № 65 под частные гаражи. Без контрмер такие факты не останутся, виновные будут наказаны.
— Вы можете сказать, что лично вам не нравится?
— То, что беспокоит меня как руководителя транспортного предприятия, беспокоит тысячи других. Это цены на ГСМ. Они необоснованно завышены, и нужен их пересмотр. К примеру разница в цене дизтоплива в нашем районе и в центральной России (в Москве) примерно 6 рублей, бензин у нас дороже чем в Ухте на 1 рубль. Не дорабатывает антимонопольный комитет РК относительно действий монополиста по продаже горючесмазочных материалов в нашем регионе. Предстоит изучать, разбираться с этой проблемой нам, депутатам Госсовета, невзирая на то, что антимонопольный комитет — федеральная структура. Но мы все живем в нашем регионе, а не в Москве.
— Не так давно состоялось собрание акционеров Печорского речного пароходства. Каким путем пойдет это легендарное транспортное предприятие? Данный вопрос волнует всех: от работающих там сейчас до ветеранов.
— Чтобы иметь представление о предприятии и его капитале, приведу цифры: в акционерном обществе 75 процентов акций — это частная собственность, 25 процентов — государственная. Пароходство попало в сложную экономическую ситуацию, на что повлияли как субъективные, так и объективные причины. Для выхода из нее были приглашены иногородние управленцы, они провели в Печоре определенную работу. Но учредителя это не удовлетворило, и сейчас произошла очередная смена руководства. Долги предприятия по заработной плате на конец прошлого месяца погашены, но образовываются новые. Руководство, полагаю, сделает все возможное для разрешения существующей проблемы. Положа руку на сердце, она возникла по вполне закономерной причине: имеющийся флот в Печоре и грузы находятся в некотором дисбалансе. Предложение (транспорт) превышает портфель заказов. Кроме того, существуют другие пути доставки грузов — это железная дорога, автотранспорт. Понимаю огорчение ветеранов пароходства, которые видели расцвет своего орденоносного предприятия. Вероятно, наступило время оглянуться назад и сделать вывод о том, эффективного ли собственника обрело пароходство в свое время. Мы в Печоре знаем подобные примеры, когда, получив имущество предприятий, их владельцы просто не нашли ему достойное применение. Как итог, за бортом без средств к существованию оказывались сотни людей.
— Иными словами: не в коня корм?
— Этот вопрос имеет право быть. Так произошло с «Комиэнергодорстрой», с рядом других ОАО и ООО. Когда судьба по сути дарит имущество, то получивший его порой похож на ребенка, который, заполучив игрушку, не знает, играть с ней или бросить. Совсем другое — создать производство почти с нуля. В таком случае им дорожишь, его бережешь. И я могу назвать ООО «Сплав-плюс», как пример грамотного строительства бизнеса, основанного на производстве.
— Ваше предприятие также начиналось не с подарков судьбы. Но с годами не растеряло, а нарастило потенциал. Сейчас заметно, как активно с вашей подачи ведутся дноуглубительные работы. Что они должны дать?
— Дноуглубление согласно договору с ЗАО «ВиД» ведет бассейновое управление пути. Нам обещали в этом плане помочь финансово город и район, ведь работоспособный фарватер, удобные подходы для левого и правого берегов нужны всем. На сегодняшний день работы процентов на 80 сделаны, но мы еще не видели ни копейки финансовой помощи. Зная, что на левом берегу живут около 12 тысяч человек, все мы понимаем, что река для них — это дорога жизни. На всех встречах мне задавался один и тот же вопрос: «Какой будет переправа?» Только на средства ЗАО «ВиД» его не решить. Кроме того, руководитель БУП А.В. Круссер обещал подправить подходы на правом берегу Печоры, где успело намыть песка. С левого берега подходы сделаны. Цель наших общих усилий одна — обеспечить паромное сообщение лево- и правобережья.
— Виктор Иозасович, мы, живущие на реке, все-таки не понимаем: неужели речной флот уж настолько невостребован, что зачастую стоит в пункте приписки?
— Сегодня все считают деньги. Например, в Нарьян-Мар дешевле перевезти грузы морским путем. Да, в некоторые районы завозится запас угля речным путем. Но там, где построены дороги, приемлемы железнодорожные перевозки (это Ижма, Усть-Цильма), речной транспорт не востребован. А если востребован, то лишь в объеме паромных перевозок. Жизнь не стоит на месте. Рыба ищет где глубже, человек — где лучше.
— А в Печорском районе автомобильные дороги будут строиться?
— Мы будем отстаивать продолжение строительства дороги на Приуральское. В следующем году работы продолжатся. Будет строиться трасса Ухта — Печора — Нарьян-Мар. В 2012 году транспорт пойдет по нашему участку, пусть не с твердым дорожным покрытием (асфальтирование), но уже отсыпанному гравием.
— Впереди 90-летие республики. Есть такой лозунг: «90-летию республики — 90 добрых дел». Мы в Печоре наберем столько дел, как вы считаете?
— Добрых дел гораздо больше. Это большие и малые дела, заметные всем и видимые конкретному человеку, которому я, вы, мы все помогли. В августе будет открыто отделение гемодиализа в Печорской ЦРБ — это станет приятной новостью для всего города и района. К осени в ООО «АгроВиД» станет на 100 голов дойного стада больше — тоже доброе дело, которое по росту надоев молока заметят в Печоре. А сколько хорошего и нужного произойдет в ответ на обращения к депутатам! Не все это станет поводом для освещения в прессе. Просто делайте добро, оно обязательно добром вернется, пусть и не громким, и, конечно, зачтется.
— Согласитесь, что позитива становится больше, чем негатива? Но упорно не замечаются положительные перемены.
— Надо понять одно: прошло время быстрого обогащения, когда на голову некоторым счастливчикам сваливалось имущество, которое зарабатывали поколения речников, геологов, энергостроителей. Наступает время для упорной работы. В какой области? В производстве, но здесь быстрых перемен, быстрых денег не приходится ожидать. Окинув взором период с 1997 по 2011 год мы понимаем, что жизнь кардинально изменилась. Но, изменившись, она не стоит на месте. И требует новых перемен, хотя бы в части законодательства. Имею в виду Налоговый кодекс, закон об организации аукционов, о районировании. Если помните конец 90-х годов, когда мы, производственники, просили от правительства внятных правил игры по налогам. Они стабилизировались, но все равно требуют совершенствования. А тендеры, ориентированные на предложение меньшей цены и мы, не имея права проверить состоятельность участников, сталкиваемся по сути с котом в мешке, неким посредником. Не согласен я с районированием, когда государство не компенсирует предприятиям их затраты по работе в условиях Крайнего Севера. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что большинство предприятий зарабатывают деньги на территории нашей республики, а платят налоги в других регионах. Мы, депутаты Госсовета, будем добиваться устранения такой несправедливости.
— Можно ли говорить о том, что новые политические инициативы, например, о создании Народного фронта, это один из рычагов влияния?
— Нельзя развиваться обществу без национальной идеи. Она очень долго нащупывается, если помните, еще академик Лихачев задался этой целью. Очевидно каждому, что, действуя как в басне Крылова Лебедь, Рак и Щука, мы так и не сдвинемся с места. Народный фронт — это попытка объединить людей, перед которыми стоит одна цель — позитивное развитие общества, коллектива, семьи, каждого гражданина. Думаю, что альтернативы этому нет.
Раиса ГЛУЩЕНКО.
_________________ Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"
Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru
|