Ветка сделала поселок знаменитым Печорское время 22.07.2015
Поселок на реке Сыня отмечает в эти дни свое 40-летие. Чем же был примечателен этот некогда полустанок в 48-ми километрах от города Печоры? Об этом могут сказать старожилы.
Виталия Александровича Болмата смело можно считать таковым, ведь приехал в эти края в 1974 году, когда только началось строительство железнодорожной ветки Сыня — Усинск протяженностью 115 километров. И поселок тогда другой имел статус. Это была всего станция на северной магистрали, в двух километрах от которой стояли дома барачного типа с тех самых времен, тогда 40-50-е годы через тайгу и болота строилась дорога до Воркуты.
— Я приехал из г Александрова Владимирской области, — вспоминает Виталий Александрович, — на отсыпку железнодорожной ветки Сыня-Усинск. Работал в составе Мехколонны №10 треста Центростроймеханизация. В это горячее время сюда были стянуты силы транспортных строителей Печорстроя, подрядных организаций со всего Советского Союза. Насколько важна была эта стройка, говорит тот факт, что в апреле 1974 года вышло Постановление ЦК КПСС о развитии нефтяной и газовой промышленности в северных районах Коми АССР Железная дорога, согласно этому документу, должна была строиться с 1 января 1975 года.
В 1978 году В.А. Болмат возглавил поселковый совет, на территории которого проживало 3,5 тысячи человек. Ввод железнодорожной ветки состоялся в 1980 году, а первый поезд прошел в строящийся Усинск в декабре 1979 года. Болмат, работавший бессменно на своем посту 20 лет, все это помнит.
Поселок Сыню можно назвать плацдармом, с которого стартовали люди и техника на отсыпку магистрали, укладку рельсов, сооружение мостов через реки и ручьи. Бытовые условия строителей были спартанскими, но снабжение осуществлялось по самому высокому разряду.
— К нам отовариваться приезжали даже из Печоры, — говорит В.А. Болмат. — Увозили ящиками дефицитные апельсины, консервы, палками — колбасы. Стройка была на контроле ЦК КПСС — это обстоятельство и объясняло хорошее снабжение рабочих.
Именно в это время стал отстраиваться и сам поселок. Деревянное здание станции Сыня сменилось капитальным сооружением. Два пятиэтажных 80-квартирных дома потеснили деревянные бараки.
Какие строительно-монтажные поезда Печорстроя работали здесь? СМП-242,259,234. Об этом писала собственный корреспондент газеты «Красное знамя» по Печоре Вера Мурашова. Свои воспоминания в главе «Печорстроевский характер» Вера Николаевна опубликовала в книге «Печорстрой. История созидания», вышедшей в свет в издательстве «Печорское время» в 2000 году. Журналист пишет: «Газетчики с удовольствием, что тут скрывать, рассказывали о том, как идет строительство магистрали. И как-то обходили стороной (тогда это было не очень принято), что строители-трассовики при всех трудностях таежной тяжелой работы тем не менее жили в теплых домах, с отоплением, при электричестве. Обедали вкусно и сытно в печорстроевских столовых. А уж магазины печорстроевские вообще славились отменностью ассортимента и весьма высокой культурой, несмотря на то что работали они в самой что ни есть таежной глуши».
В поселке Сыня помнят, что первый поезд в Усинск отошел от станции при участии первого секретаря Коми обкома партии И.П. Морозова, что председатель Совета Министров республики З.В.Панев тоже прилетал на стройку. А на ввод самой магистрали вместе с начальником Печорстроя Ефимом Васиным (он впоследствии возглавил сооружение БАМа) приезжал племянник Л.И. Брежнева Владимир Брежнев (тогда в ранге первого зам. министра транспортного строительства СССР).
Что было потом в поселке и окрестностях? Построили среднюю школу, детсад, клуб, объекты ЖКХ. Жил не тужил поселок даже в соседстве с двумя исправительно-трудовыми учреждениями: колонией строгого режима (ПЛ-350/12), где содержались около 800 осужденных, и колонией поселения за рекой Сыня на 500 человек. Но прошли эти времена: в конце 90-х годов ИТУ расформировали.
— Уезжает население отсюда,— говорит руководитель администрации ГП «Путеец» Андрей Соснора, — осталось около 400 человек. Работоспособные трудятся на железной дороге, пенсионеры занимаются хозяйством. У местной власти одна забота — сохранить инфраструктуру поселка. При передаче в ведение ГП «Путеец» объектов ЖКХ мы сможем привести их в порядок.
Знамениты места вокруг поселка красотой природы и ее подарками. В апреле 2010 года к нам в редакцию принесла кусок бивня мамонта жительница поселка Людмила Владимировна Осипова. Выкопали этот отголосок древности строители газопровода «Бованенково — Ухта». А еще немало талантов живет в поселке, а став на крыло, улетают в города республики и России. Их родители, получив сертификаты на переселение, тоже покидают Сыню. Жизнь идет своим чередом, но не исключено, что новые стройки вновь подхлестнут развитие событий в Сыне.
Вера ВОЛЫНСКАЯ.
_________________ Вышли мы все из Печоры, дети семьи трудовой!
|