Текущее время: 28 апр 2024, 23:05
Нравится
 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Канин и Печора
СообщениеДобавлено: 06 авг 2009, 11:58 
Не в сети
Администратор
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 июн 2009, 20:15
Сообщений: 630
Откуда: Коренной
Рекорды: 6
Моя Страница: Посмотреть Мою Страницу
Г.Г. Головин
Изображение
Тридцать лет прошло с тех пор, когда два поселка Канин и Печора 18 января 1949 года были объединены, образовав город Печору. Сбылась мечта В.А. Русанова, который в своем дневнике в 1903 г. писал: «Придет ли время когда на том берегу Печоры будет по-строен город, а здесь разбит прекрасный парк и этим изумительным зрелищем будет на-слаждаться рабочий люд».
Когда были образованы поселки? Что было на берегу Печоры, где теперь город – я и хочу рассказать.
Мы ходим по улицам нашего города, по набережной красавицы северной реки Печоры, любуемся ее серебристой гладью, заречными зелеными лугами, смотрим вдаль на задумчивый лес и не представляем себе, что еще до 1940 года на этом месте, где теперь раскинулся город Печора, шумела вековая тайга. «Здесь в Канин Носе, говорит ветеран Печорского пароходства Кузьма Федорович Филиппов, - паслись олени, было хорошее охотничье угодье. Мы с отцом в 1926-1927 годы ставили свой чум на том самом месте, где теперь районная больница, а в следующие годы там, где строится ГРЭС. В сосновом бору Канин Носа было много дичи и зверья, особенно много было белки. Были здесь охотничьи избушки, одна из них стояла в районе площади Русанова – на берегу и хорошо была вид-на с реки».
Если вспомнить то далекое прошлое, когда еще не было пароходов, то по берегам нашей реки Печоры уныло шагали бурлаки – тянули бечевой груженые баржи-каюки. Красивый сосновый бор на высоком берегу Канин носа всегда привлекал бурлаков и ма-нил их на отдых. К тому же Канин Нос находился на полпути от Белого Щелья (ныне Нарьян-Мар) до верховьев реки Печоры – Якши. Поэтому на берегу Канин Носа был большой привал. Следовательно, наш город Печора стоит на историческом месте.
С развитием судоходства на Печоре потребовалось улучшение речного пути, для чего создаются новые обстановочные посты. Один из таких постов был Данько Шор в районе Лесокомбината. «Бакенской будки не было, - вспоминает Ульяна Ильинична Ба-жукова из п. Красный Яг. Бакенщик Головин П.Т. с семьей жил в лесничей избушке (по-видимому охотничья избушка). После Головина Петра бакенщиком был Головин Иван Андреевич, а наш отец – Головин Илья Андреевич был помощником бакенщика и жил в той же избушке, что и Головин Петр. В 1938 году построили бакенскую будку, а бакен-ский пост стали называть «Канин Нос». Красные следопыты из школы Красного Яга уста-новили, что бакенская будка стояла ниже нынешнего Печорского дебаркадера, где-то в районе Управления Печорлесосплава. Охотничья избушка и бакенская будка вот и все жилье в то время в Канин Носе. Но уже тогда ходили слухи о строительстве города. Отец говорил, что на этом месте будет большой город Канин. Но тогда еще никакого строи-тельства не было».
В 1937 году Правительство приняло решение о строительстве железной дороги Ко-ноша-Воркута, которая должна была пересечь реку Печора в районе деревни Усть-Кожва. Нарком водного транспорта принял решение построить на реке Печоре порт, судострои-тельный завод и судоверфь деревянного судостроения. Был дан приказ «Гипроречтрансу» (Ленинградскому проектному институту речного транспорта) произвести исследования местности для порта, завода и судоверфи вблизи пересечения железной дороги реки Пе-чоры. На Печору выехала группа изыскателей во главе со старшим инженером Долгуше-вым А.А. и Воробцовым Е.С.
В 1940 году строители железной дороги подошли к реке Печоре. Речники в районе Канин Носа образовали пристань для перевалки грузов, поступающих по реке из Нарьян-Мара (морского порта) для строительства железной дороги. Начальником пристани в ию-не 1940 года был назначен Богатырев Н.А. Контора пристани и квартира начальника при-стани находились на барже (см.фото). В том же 1940 году из Усть-Щугора в Канин Нос перебазировался Верхне-Печорский техучасток, занимавшийся вопросами содержания водных путей в заданных габаритах по ширине и глубине судового хода (изыскательские и выправительные работы, обслуживание береговой и плавучей судоходной обстановки – створы, бакена).
Бригада Гипроречтранса обследовала 8 участков для строительства порта, завода и верфи: 1. Миша-Яг, 2. Усть-Кожва, 3. Маруша, 4. У острова Канин Нос, 5. Королек, 6. Га-жаласта, 7. Аранец, 8. Песчанка. После всестороннего обсуждения было решено сроить порт, завод, судоверфь и поселок в районе Канин Носа.
Вначале было решено строить единый поселок речников и железнодорожников, но «Лентранспроект» (проектный институт железнодорожного транспорта) все же заплани-ровал строить свой поселок железнодорожников в районе будущего железнодорожного вокзала на болотистой местности.
На заседании комиссии, назначенной Усть-Усинским райисполкомом, о выборе места для поселка водников говорится: «Поселок водников расположить на выбранной бригадой «Гипроречтранса» месте» (Протокол совещания №2 от 2/IX-1940 года). Усть-Усинский райисполком своим решением от 11 сентября 1940 года утвердил выводы ко-миссии о строительстве речного порта, судостроительного завода, судоверфи, поселка речников и будущего районного поселка в районе Канин Носа. Исполнительный комитет Печорского окружного Совета депутатов трудящихся 18 сентября 1940 года своим реше-нием за №290 утвердил решение Усть-Усинского райисполкома и вошел с ходатайством в СНК (Совет Народных Комиссаров) Коми АССР рассмотреть вопрос о создании в буду-щем города в районе Канин Носа. Так началось строительство параллельно двух поселков: речников – в пос.Канин Нос, железнодорожников – пос.Печора.
Проектируя поселок речников, бригада «Гипроречтранса» прорубила просеку от реки вглубь соснового бора и прибила к березе дощечку с надписью «Ул.Ленинградская». Так они назвали улицу потому, что бригада рабочих была из г.Ленинграда. Вот что рас-сказывает ветеран Печорского пароходства Безумов Александр Григорьевич по этому по-воду: «Позднее мне рассказывали рабочие «Гипроречтранса», что они прибивая эту до-щечк сомневались – приживется ли это название улицы». Но как видите это название не только прижилось, но и стало историей. 18 января 1979 года в день тридцатилетия города состоялся митинг горожан, посвященный открытию мемориальной доски на доме №12/29 по ул.Ленинградской. Почетное право открыть мемориальную доску, было предоставлено почетному гражданину города Василию Ивановичу Федосееву и мне как председателю Совета ветеранов Печорского пароходства и БУП. Текст мемориальной доски гласит: «Улица Ленинградская названа в честь Ленинградских изыскателей, прорубивших в Пе-чорской тайге первую просеку». Это первая улица в речной части города. Вслед за Ленин-градской появились улицы Набережная – ныне ул.Русанова, Печорский проспект (по ана-логии с Невским проспектом в Ленинграде), Рабочая – ныне ул.Гагарина и другие.
Строительство речного порта, судостроительного завода, судоверфи, поселка реч-ников началось в 1940 году. В 1941-42 г.г. старое русло реки Печоры было перекрыто дамбой в районе острова Канин Нос. В январе 1942 г. пристань Канин Нос была преобра-зована в Печорский речной порт.
Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР от 11 марта 1941 года был об-разован Кожвинский район с центром в селе Усть-Кожва, но уже в середине года рай-центр был переведен в пос.Канин Нос.
В 1941 году была организована газета «Ленинец». 20 января 1942 года вышел пер-вый номер газеты. Первым редактором газеты был Васильев. В скором времени его заме-нила Шарова Мария Емельяновна.
Строящийся поселок водников Канин Нос, находящийся в составе Кожвинского сельсовета, Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР от 1 апреля 1942 года от-несен к категории рабочих поселков с сохранением прежнего наименования – пос.Канин Нос. В поселке образовывается поселковый Совет депутатов трудящихся. Совету пос.Канин Нос были подчинены в административно-хозяйственном порядке населенные пункты: дер.Красный Яг, железнодорожные станции Печора, Сын-ю (Сыня), Косью со всеми разъездами и сельхозами новостроек. Население составляло 4038 чел., 48 чел. сель-скохозяйственного населения, учащихся 138 чел. В поселке утверждается оргкомитет Ка-нинского поссовета депутатов трудящихся в составе: Канев Иван Егорович – председа-тель, Хохлова Александра Ивановна – секретарь, члены Совета – Феерман Исаак Моисее-вич, Осташова Надежда Яковлевна, Степанцев Дмитрий Васильевич. В соответствии с решением Оргкомитета Верховного Совета Коми АССР по Кожвинскому району от 28 октября 1942 года из пос.Канин Нос выделяется самостоятельный рабочий поселок же-лезнодорожников с центром на станции Печора. Образуется поссовет депутатов трудя-щихся с включением населенных пунктов ст.Печора, Сыня, Косью, разъезды и другие пункты Печорстроя.
В 1946 году из Усть-Усы в пос.Канин Нос перебазируются Управление Печорского речного пароходства, Бассейновое управление пути, другие организации речников. В 1947 году из Абези в п.Печора переводится Управление Печорстрой. Остро встал вопрос об объединении поселков Канин Нос и Печора в город. В это время в пос.Канин Нос предсе-дателем поссовета была Бачуринская Нина Николаевна, секретарем Вежливцева (Скипи-дарова) Зинаида Павловна, в пос. Печора председателем поссовета был Гаврилов М.И.
18 января 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочие по-селки Канин Нос и Печора преобразуются в город районного подчинения Печору. Первым председателем городского Совета был избран Топоров Иван Васильевич (впоследствии многолетний председатель городского оборонного общества «ДОСААФ»). См.фото - сле-ва Глловин Г.Г. справа Топоров И.В. Город Печора становится центром Кожвинского района. С 1959 года после объединения с Кожвинским и Усть-Усинским районами город Печора становится центром Печорского района, городом республиканского подчинения, городом транспортников.
В 1948 году было начато строительство дороги между речной и железнодорожной частями города через болото. При активной помощи горожан трасса под дорогу была рас-корчевана от пней и кустарников и в 1949 году движение было открыто.
В нашем городе только в домах речников проживают люди 35 национальностей: русские, коми, украинцы, белорусы, татары, литовцы, эстонцы, грузины, армяне, чуваши, башкиры, поляки, ненцы, евреи, немцы, греки, китайцы, корейцы, марийцы, мордовцы, таджики, киргизы, карелы, латыши, удмурты, финны, азербайджанцы, осетины, молдава-не, ханты, иранцы, вепсы, адыгейцы, чехи, сербы. Так, что наш город можно называть ин-тернациональным городом.
Председатель Совета ветеранов
Печорского пароходства и БУП
Г.Г. Головин

Январь 1980 года
При подготовке статьи были использованы материалы:
1. Городской архив:
а) Решения Усть-Усинского райисполкома и Печорского окружного Совета депутатов трудящихся за 1940-1971 годы
б) Решения оргкомитета Печорского окружного Совета депутатов трудящихся по Кожвинскому району за 1941-1942 годы
2. Архив Печорского речного пароходства
3. Технический отчет «Гипроречтранса» о выборе места для строительства порта, судоремонтного завода и судоверфи. Ленинград,1940 год.
4. Воспоминания старожилов города Печоры, записанные Головиным Г.Г.

Головин Георгий Григорьевич

Об авторе:

Изображение
Головин Георгий Григорьевич
3 декабря 2008 года исполнилось 101 год со дня рождения Головина Георгия Гри-горьевича.
В 1938 году прошлого века Наркоматом водного транспорта он был направлен в Печорское речное пароходство на должность зам. командира отряда ВОХР (военизиро-ванной охраны) пароходства, которое располагалось в селе Усть-Уса. Зимой 1942 года был участником известных произошедших там трагических событий .
С мая 1942 год воевал на фронтах Великой Отечественной войны, сначала на Ка-рельском фронте, а после окончания Челябинского танкового училища продолжал воевать в качестве механика-водителя тяжелых танков ИС и самоходных артиллерийских устано-вок ИСУ-152. С боями дошел до Берлина, а день Победы встретил в освобожденной Пра-ге. Демобилизован из армии в январе 1946 года.
Награжден орденом Красной Звезды и несколькими боевыми медалями.
После войны работал командиром отряда ВОХР сначала в Кирове, а затем был пе-реведен на Печору. В начале 50-х годов в связи с реорганизацией системы ВОХР речного флота перешел на работу в партком плавсостава пароходства и БУП. До выхода на пен-сию много лет работал начальником агиттеплохода ОМ-152 Бассейнового комитета про-фоюза работников речного флота. После выхода на пенсию стал собирать материалы по истории Печорского речного пароходства – воспоминания ветеранов, старые фотографии, судовые предметы старых, подлежащих списанию пароходов. В Доме культуры речников при содействии первого директора Кидысюк Валерии Эдмундовны была открыта «Комна-та боевой и трудовой славы речников». После смены руководства ДКР «Комната славы» была закрыта. Все исторические материалы Г.Г. Головиным были переданы в открываю-щийся краеведческий музей и наравне с материалами предприятий железнодорожного уз-ла составили основу экспозиции по истории предприятий-основателей города. Был пред-седателем Совета ветеранов пароходства и БУП и заместителем председателя городского Совета ветеранов.
Умер Г.Г. Головин в августе 1980 года в городе Печоре.

_________________
Если вам нечего делать, то не надо делать это здесь!
http://я-печорец.рф - это тоже мы.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3
������ ��� PR
Besucherzahler hot and sexy russian girls dream to find foreign men for marriage
������� ���������

Fatal error: Call to undefined function nicknul() in /var/www/u0405769/data/www/ya-pechorec.ru/forum/cache/tpl_subsilver2_overall_footer.html.php on line 66