CD "Летописцы Печорского пароходства"3 декабря 2012 года исполняется 105 лет со дня рождения Головина Георгия Григорьевича, человека яркой и нелегкой судьбы.
В 1938 году прошлого века Наркоматом водного транспорта он был направлен в Печорское речное пароходство на должность заместителя командира отряда ВОХР (военизированной охраны) пароходства, располагавшейся в селе Усть-Уса.
Зимой 1942 года Георгий Григорьевич стал участником произошедших там трагических событий, когда взбунтовавшиеся уголовники лагеря в Пуля-Курье под руководством начальника охраны лагеря Ретюнина, разоружив охранников, вырвались на волю и напали на районный центр Усть-Усу. Там уголовники захватили и расстреляли работников исполкома и милиции, заняли почту и телеграф. Они не подозревали, что у речников была своя радиостанция, с которой и было передано тревожное сообщение. Военизированная охрана настигла бандитов в лесу в районе деревни Усть-Лыжа, где часть из них была уничтожена, а остальные сдались.
С мая 1942 года Г.Г.Головин воевал на фронтах Великой Отечественной войны, сначала на Карельском фронте, а после окончания Челябинского танкового училища продолжал воевать в качестве механика-водителя тяжелых танков ИС и самоходных артиллерийских установок ИСУ-152. С боями дошел до Берлина, а день Победы встретил в освобожденной от фашистов Праге. Демобилизован из армии в январе 1946 года.За мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды и несколькими боевыми медалями.
Происходящие на войне события Георгий Григорьевич скрупулезно записывал в свой дневник, который был передан его сыном, Анатолием Георгиевичем, в наш музей. Дневник Г.Г. Головина, являющийся ценнейшим историческим документом, мы также публикуем в данном электронном издании.
После войны Георгий Григорьевич работал командиром отряда ВОХР сначала в Кирове, а затем был переведен на Печору. В начале 50-х годов в связи с реорганизацией системы ВОХР речного флота перешел на работу в партком плавсостава пароходства и БУП. До выхода на пенсию много лет работал начальником агиттеплохода ОМ-152 Бассейнового комитета профсоюза работников речного флота.
В 1963 году на этом теплоходе работала ухтинская студия телевидения, снимавшая фильм, посвященный 100-летию парового судоходства на реке Печоре. После этой поездки Георгий Григорьевич увлекся идеей собрать материалы по истории Печорского речного пароходства. Он стал писать письма в различные архивы - республиканский, Архангельский, Ленинградский, собирал старые фотографии, воспоминания ветеранов пароходства, архивные справки, судовые предметы старых, подлежащих списанию пароходов. Кроме того, своей идеей по сбору исторических экспонатов Георгий Григорьевич сумел увлечь и организовать других своих товарищей - ветеранов пароходства.
Когда материала было собрано достаточно, в Доме Культуры Речников при содействии первого директора Кидысюк Валерии Эдмундовны была открыта «Комната боевой и трудовой славы речников». Однако после смены руководства ДКР «Комната славы» была закрыта. Все исторические материалы Г.Г.Головиным были перенесены домой, а после открытия Печорского краеведческого музея переданы на хранение его первому директору Петру Ивановичу Терентьеву. Исторические экспонаты, собранные речниками, наравне с материалами предприятий железнодорожного узла составили основу экспозиции по истории предприятий - основателей города.
Кроме того, Георгием Григорьевичем была спасена от уничтожения выброшенная по недомыслию вновь назначенного главного редактора многолетняя подшивка газеты "Речник Печоры". Г.Г.Головин в течение года хранил ее у себя дома, после чего передал в архив Печорского пароходства. В настоящее время спасенная им подшивка "Речника Печоры" является гордостью нашей музейной коллекции.
Написанные Георгием Григорьевичем работы по истории пароходства в годы гражданской и Великой Отечественной войн, основанные на архивных материалах и воспоминаниях ветеранов, фотоальбомы с собранными им по припечорским селам уникальными фотографиями, являются ценнейшими историческими трудами, которые без его подвижнической деятельности могли быть утеряны навсегда.
Вклад этого человека в сохранение истории Печорского пароходства для будущих поколений просто невозможно переоценить.
С рукописями и фотоальбомами Г.Г. Головина, а также фотографиями и документами из его музейной коллекции Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах данного электронного издания.