Зарегистрирован: 06 июн 2009, 20:23 Сообщений: 2524 Откуда: Печора Рекорды: 1
|
Путешествие в страну печорию Печорское время 26.02.2010Начало в № 15,20,30. И уплывают пароходы 12 февраля 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения Василия Ивановича Федосеева, почетного гражданина г. Печоры Предлагаем вниманию читателей «маленькую частичку истории семьи Федосеевых — некогда известной во всем Припечорье династии речников, на протяжении пяти поколений тесно связанной с историей нашего города, северной рекой и судами, трудившимися на ней», как написала в своем предисловии к этому циклу материалов Елена Николаевна Климова, которая живет в Печоре с 1976 года. Ныне она пенсионерка, до выхода на пенсию работала в ДМШ, сегодня это школа искусств. Последние 5 лет занимается родословной семьи Федосеевых, поскольку имеет к ней прямое (родственное) отношение. далее... Семейное дело
Сначала из милости приказчика судовладельца Николай работает при отце учеником слесаря без зарплаты. После работы его обязанностью была чистка дымогарных труб и котлов. Частным предпринимателям был очень выгоден дешевый труд подростков. Нищенская их зарплата не превышала двенадцати рублей в месяц. На частных купеческих пароходах продолжительность их рабочего дня ничем не ограничивалась.
В 1916 году подросток сдает квалификационные пробы и переводится масленщиком все того же парохода «М. Черных». В этой должности он уже плавает навигацию 1916 года. Благодаря своему отцу, Николай буквально за год овладел лужением оловом,паянием медью, кровельными работами, кузнечным делом, покорив своей сметливостью и старанием приказчика судовладельца. Но особой страстью Николая Ивановича Федосеева на всю жизнь стали машинные работы. В апреле 1917 года в Припечорье после окончания Добрянской церковно-приходской школы приезжает третий сын Федосеевых — Виктор, который с 1 мая 1917 года также начинает работать масленщиком парохода «М. Черных». А так как на пароходе «Алексей» к этому времени уже работал второй сын Федосеевых — Анатолий, то можно смело утверждать, что профессия речника становится для Федосеевых семейным делом.
...К тому времени (1918) команда самого мощного на Печоре буксирного парохода «М. Черных» состояла из пятнадцати человек: капитана, механика Ивана Гавриловича Федосеева, двух помощников механика, двух масленщиков Федосеевых — Николая Ивановича и Виктора Ивановича, трех кочегаров, двух штурвальных и четырех матросов. Навигация 1918 года началась как обычно. А вот необычным стало то, что за этим началом последовало. Интересна история переименования «М. Черных» в «Красноармеец». Ее описал в своих воспоминаниях мой двоюродный дед по отцовской линии Николай Иванович Федосеев.
«Красноармеец»
«...В 1918 году в деревне Курья после проверки парохода начальник отряда красногвардейцев провел среди команды собрание. Разъяснил нам значение Октябрьской революции, предложил выбрать на пароходах судовой комитет и сменить название судна на «Красноармеец». Штурвальный Михаил Михайлович Черных (его фотография и поныне хранится в городском музее) закрасил старое название, а на другой день сделал надпись новую. Так пароход стал называться «Красноармеец». ...Наступили смутные и кровавые события гражданской войны. Корабль переходил от белых к красным. Вот что писал тот же Николай Иванович Федосеев в статье «Своими глазами», опубликованной в газете «Ленинец» от 14 марта 1964 года: «Пароходы были использованы во время гражданской войны как красноармейцами, так и белогвардейцами. Часто они становились объектом боя...» Перемена власти означала обыск. Все имущество Федосеевых составляли узлы, в которых хранилась одежда взрослых и детей. При обыске эти узлы развязывались и перетряхивались. Афанасия Егоровна только успевала привести в порядок белье, перепачканное белыми, как его вновь перетряхивали и топтали уже красные. Но и те, и другие радовались, когда им удавалось найти у запасливой женщины церковный кагор, которым она, будучи человеком весьма набожным, лечила и детей, и взрослых. Иногда эта потеря выводила женщину из себя, и она смело заявляла обидчикам, что несостоявшийся трофей уже уничтожен противоположной стороной. Атак как Афанасия Егоровна была женщиной властной, способной постоять за себя и за благополучие своего семейства, то люди каким-то образом чувствовали это и не связывались с ней. Тем более что ее мужем был механик парохода. А пароход был нужен в хорошем состоянии обеим противоборствующим сторонам.
Впрочем, прошло немного времени, и Афанасия Егоровна уже научилась прятать все необходимое так, что его было невозможно найти. А вскоре, в ту же навигацию 1918 года, пароход полностью поступил в распоряжение большевиков. На нем был создан судовой комитет Этот комитет стал одним из первых на Печоре. На корме парохода, уже именуемого «Красноармеец», установили 45-миллимет-ровую пушку, а по бортам наложили мешки с песком, среди которых установили пулеметы, штурвальную рубку укрепили 4-миллиметровым железом. Пушку и пулеметы привез отряд красногвардейцев под командованием Мандельбаума, прибывший для установления советской власти из Усть-Сысольска (Сыктывкара). Сам отряд стал плавать по Печоре на пароходе «Советская республика», а на «Красноармейце» расположился отряд, прибывший в это же время из Чердыни. Им командовал Э. Аппога.
Последний пароход
В своем рассказе я не буду описывать кровавые события на Печоре тех страшных лет гражданской войны, начавшихся осенью 1918 года. О них рассказано и написано довольно много. И все-таки среди страшных и беспокойных событий того времени я хотела бы выделить то хорошее и доброе, что произошло уже в огромном семействе четы Федосеевых. Вот что пишет Иван Гаврилович по этому поводу в своем молитвослове: «1918 года 14 августа родился сын Александр ночью в 11 часов. В селе Щугор по реке Печоре Вологодской губернии...». Таким образом, в семье Федосеевых была одна дочь и шестеро сыновей. Гражданская война нанесла населению края огромный урон. Материальный ущерб в двенадцати волостях Печорского уезда, по неполным данным, составил более 3648 тысяч довоенных рублей. Но всему приходит конец, и на Печоре установилась власть Советов.
Л. Чупров писал в своей статье «После национализации флота», опубликованной в газете «Ленинец» от 19 мая 1964 года: «Дореволюционный водный транспорт в Печорском бассейне к концу 1917 года располагал двумя грузопассажирскими колесными пароходами с металлическими корпусами, восьмью буксирными колесными пароходами, тремя буксирными винтовыми парокатерами...» И хотя декрет о национализации речного флота был подписан В.И. Лениным уже 5 февраля 1918 года, торговый флот Печоры был национализирован лишь в 1920 году. В списке национализированных пароходов был и буксирный колесный пароход «Красноармеец», бывший «М. Черных».
В конце 20-х годов прошлого века на пароходе была образована одна из первых комсомольских судовых ячеек. Через два года после национализации были списаны на разборку пять пароходов и один парокатер. Таким образом, к началу 1923 года в Печорском бассейне остались грузопассажирские пароходы «Советская республика» и «Социализм», буксирные пароходы «Красноармеец», «В. Виноградов», «Г. Иванов», парокатеры «Товарищ», «С. Калмыков», «Батманов». В результате происшедших революционных преобразований жизнь семейства Федосеевых мало в чем изменилась. К этому времени Иван Гаврилович, согласно справке Печорского государственного пароходства, получал жалование по 14 разряду (до 1930 года на транспорте не существовало единых тарифов, а на речном транспорте действовало около пятнадцати различных, совершенно не согласованных между собой тарифных сеток). «Красноармеец» стал последним пароходом, на котором плавал патриарх Печорского пароходства. К печати подготовила Тамара ЮРЧЕНКО.
_________________ Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"
Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru
|
|