И уплывают пароходы Печорское время 05.02.2010
12 февраля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Василия Ивановича Федосеева, почетного гражданина г. Печоры
Предлагаем вниманию читателей «маленькую частичку истории семьи Федосеевых— некогда известной во всем Припечорье династии речников, на протяжении пяти поколений тесно связанной с историей нашего города, северной рекой и судами, трудившимися на ней», как написала в своем предисловии к этому циклу материалов Елена Николаевна Климова, которая живет в Печоре с 1976 года. Ныне пенсионерка. До выхода на пенсию работала вДМШ, сегодня это школа искусств. Последние 5 лет занимается родословной семьи Федосеевых, поскольку имеет к ней прямое (родственное) отношение.
Начало в № 15.
«Михаил Черных», он же «Красноармеец»
В семейном молитвослове Иван Гаврилович Федосеев пишет: «...А меня перевели на пароход «М. Черных»... Тут я, вероятно, должна пояснить: Первые пароходы в Коми крае появились в шестидесятых годах XIX века, а в восьмидесятых годах на Печоре было уже четыре парохода.
Вот как описывает те события Р. Канева, лаборант отдела истории Коми филиала АН СССР в газете «Ленинец» от 13 сентября 1963 года: «...С 1885 года на Печоре появился другой пароходовладелец — чердынский купец М.В. Черных. Пароходы чердынских купцов были приспособлены для буксировки барж и использовались в исключительно коммерческих целях. А край по-прежнему оставался без регулярного пароходного сообщения. Только в мае 1895 года было утверждено положение государственного совета об учреждении пароходства по реке Печоре и пароходства из Архангельска к устью Печоры. На содержание пароходства между Архангельском и Печорой был заключен контракт с купцом Сибиряковым, а на содержание пароходства по реке Печоре — с ижемским крестьянином Норицыным, который стал получать от правительства казенную субсидию десять тысяч рублей. Норицын приобрел один пассажирский пароход «Доброжелатель» и один буксирный пароход. Таким образом, открылось срочное почтово-пассажирское сообщение по реке Печоре...»
Пароходы Норицына ходили по реке без расписания, делая остановки по своему усмотрению. До 1900 года настоящих пристаней на Печоре, кроме Куй, не было. В Усть-Цильме, Усть-Ижме, Щельяюре ставили временные баржи, которые уводились с распоряжения пароходчика по уведомлению полиции. И торговцы, и промышленники жаловались земскому начальству в Ижме и губернатору в Архангельске, что доставленные норицынскими пароходами грузы в пунктах остановок выбрасываются на берег как попало. Иногда грузы валялись на берегу неделями и портились. В список таких грузов входили чай, сахар, табак, мануфактура... Но в итоге Норицын не выдержал конкуренции.
И уже в 1896 году чердынский купец Михаил Черных взял подряд на содержание почтово-пассажирского и грузового пароходства с обязательством иметь два парохода и совершать каждую навигацию восемь-десять срочных почтовых рейсов от села Куй до села Усть-Кожва на Печоре и обратно протяженностью 700 верст. Вот к нему, по личному приглашению судовладельца, и устроился на работу Иван Гаврилович Федосеев. Видно, мастер — золотые руки славился не только у себя на Чердыни в Прикамье. Знали его и на Печоре. Иван Гаврилович был самоучкой. Но, несмотря на это, прекрасно разбирался в чертежах. Отлично знал слесарное, токарное и кузнечное дело. Мастерски выполнял кровельные, паяльные и литейные работы. К 1906 году Черных уже имел в собственности два буксирных парохода, небольшой винтовой катер и несколько барж. Иван Гаврилович переходит на новый пароход «М. Черных», на котором самостоятельно собирает и устанавливает двигатель. В те годы пароход «Михаил Черных» имел деревянный корпус, изготовленный братьями Каменскими в Перми, и машину мощностью в 60 лошадиных сил, которая была изготовлена механиком Валенковым и его помощником Крюковым в Муроме. Это был самый мощный пароход тех времен, плавающий по Печоре.
Вот как описывает его Михаил Пыстин в своей книге «Свет над Печорой»: «В Якше он взял на буксировку по Печоре караван из девяти барж, а в Троицко-
Печорске забуксировал еще четыре баржи. Такого на Печоре еще не было. А вверх по Печоре он поднял караван из 18 барж, правда, расчленив его на две части. Подняв одну половину на километров 100-150 и причалив ее к берегу, пароход возвращался за другим составом. И так благополучно доставил их в Курью...» По воспоминаниям Николая Ивановича Федосеева, сына Ивана Гавриловича, в 1906 году за 10-часовой рабочий день зимой и 12-часовой рабочий день летом механик получал от 35 до 45 рублей в месяц, при том что хлеб в те годы на Печоре стоил от 8 рублей 10 копеек до 15 рублей за куль. Судовладелец выдавал командному составу на руки от 60 до 80 рублей в течение навигации, там самым вынуждая брать зарплату продуктами и промышленными товарами. Осенью команда распускалась по домам. На ремонт оставлялось минимальное количество рабочих. Ни об отпусках, ни о выходных днях речи не шло. Дорога домой и к месту работы не оплачивалась. Все суда работали на дровах. Как погрузку дров, так и погрузку товара — а его на пароход приходилось 100-120 тонн, — производила команда судна. Навигация открывалась очень рано. Купцы не хотели терять своей прибыли. Как только на Печоре сходил лед, пароходы с баржами на буксире спускались вниз по реке. Они останавливались в каждой деревне. Торговали как на деньги, так и в обмен на рыбу и пушнину. Товары с Печоры поступали в Чердынь, Соликамск, Нижний Новгород, Усть-Сысольск, Пинегу, Архангельск, Москву, Санкт-Петербург. В ходу даже была пословица: «С Печоры торговец — прибытку быть, нету печорца — разорения жди». Наряду с пушниной ценилась рыба, особенно засоленная по-столичному — по санкт-петербургски.
Интересующимся могу дать рецепт. У рыбы разрезается ножом не все брюхо, а часть в следующем порядке: сначала от головы до пера — разрез, далее не разрезаны 1/4 аршина (18 см), вновь разрез уже до заднего прохода. В бочку кладется слоями. Семга — 5 пудов, затем соль 2,5 пуда, вновь рыба — 5 пудов. Для нельмы соли требуется меньше: всего 1,5 пуда. Рыба, засоленная подобным образом, ценилась дороже на два-четыре рубля. А на два рубля можно было в те времена купить две пилы, 4 топора или более пуда свежего мяса.
Чердынские купцы, зачастую, появлялись только раз в год. Поэтому, чтобы крестьянин мог обеспечить свою семью всем необходимым на год, ему необходимо было располагать значительными средствами. Как правило, их не было. И крестьянин брал товар у купца в долг до следующего года с условием сдачи всей своей добычи своему кредитору. И этот долг переходил из года в год... Вот что пишет В.И. Чупров в своей книге «Коми край в трех русских революциях»: «...Газета «Архангельск» писала в 1915 году о Печорском уезде следующее: «С каждым днем становится все труднее — цены на продукты первой необходимости безостановочно растут и достигают баснословных размеров. Так, фунт сахару стоит 32-35 коп., фунт белого хлеба — 14 коп., фунт керосина — 15 коп., фунт простого мыла — 28 коп.»
Так или иначе, к 1913 году все пассажирские пароходы были в руках пароходовладельца Черных, так как ижемский судовладелец Норицын не выдержал конкуренции и продал свои пароходы. Чердынские купцы долго занимали в торговле с печорским населением монопольное положение. По данным 1913 года, средняя месячная заработная плата грузчика не превышала 10-12 рублей, матросов и рулевых — 16-25 рублей, работников машинных команд — 20-30 рублей. Несмотря на то, что Иван Гаврилович Федосеев считался высококвалифицированным специалистом, его семья жила немногим лучше, чем рядовые кочегары или матросы. Своего жилья на берегу семейство не имело, поэтому на время зимних стоянок парохода снималось частное жилье.
Только летом корабль становился для супруги Ивана Гавриловича Афанасии Егоровны настоящим домом. На период навигации она вселялась в него со всем скарбом, в том числе — швейной машинкой. Так как на пароходе «М. Черных» часто плавал хозяин, Афанасия Егоровна во время плавания полностью обшивала его. Судовладелец, возвращаясь домой настоящим франтом, был весьма доволен своим личным портным. С собой в плавание женщина брала и кур.
Продолжение следует. К печати подготовилаь Тамара ЮРЧЕНКО.
_________________ Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"
Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru
|