Каждому времени – свои чиновники22 июля 2012г., 13:02
Автор: Сергей Морохин
Когда-то власть в Коми выглядела так... Коллаж Григория Константинова
На последней перед летними каникулами сессии депутаты Госсовета РК одобрили введение в республике самостоятельной должности председателя правительства. В нашей современной истории этот пост всегда занимал и пока занимает Глава республики. То есть получается, он сидит на двух стульях. Для кого освобождается один стул, станет ясно, скорее всего, не раньше осени. Изменения в структуре исполнительных органов власти в какой-то мере отражают текущую ситуацию в экономике и обществе. Если на них посмотреть в историческом аспекте, то можно увидеть много любопытного.
За точку отсчёта возьмём конец 80-х, начало 90-х годов прошлого столетия, когда на излёте была советская модель управления и только нарождалась новая – перестроечная. В связи с наступлением «эпохи гласности и демократии» Комитету по делам печати и телерадиовещания был придан статус министерства. Всё-таки росли тиражи газет и журналов, быть журналистом в то время было престижнее (и по зарплате, и по положению в обществе), чем каким-нибудь банковским служащим или чиновником. Относительно низкие цены на бумагу и типографские услуги, плюс бум на рекламном рынке сделали, помимо всего прочего, многие СМИ финансово независимыми, а потому и доверие населения к ним было гораздо выше, чем к любым другим ветвям власти.
Сегодня мало кто вспоминает, что СМИ как бы являются четвёртой властью. С «упорядочением» рыночных отношений рекламные бюджеты многих предприятий значительно сдулись. Изменилось и положение СМИ в обществе. Министерство было преобразовано в агентство. Сегодня оно занимается в основном чисто прагматичными вопросами, связанными с бюджетным финансированием подведомственных организаций. Идеологические функции взяла на себя администрация Главы РК. Не случайно поэтому сейчас штат управления информации администрации (своего рода «министерство правды») больше, чем в профильном агентстве.
Столь же драматические, но более предсказуемые изменения произошли с Министерством по управлению имуществом и приватизации. После разгосударствления большей части предприятий и окончания ваучерной кампании эта одна из ключевых структур в системе органов исполнительной власти РК была преобразована в техническую – возникло Агентство по управлению имуществом.
С уходом в небытие спорта
больших достижений отпала необходимость и в профильном министерстве, оно было преобразовано в агентство. А ведь было время, когда та же Казань завидовала нашей столице. Сегодня для Коми Татарстан – это другая планета, за тамошние спортивные команды (футбол, хоккей с мячом и шайбой, волейбол, баскетбол и т.д.) выступают звёзды российского и мирового уровня. Столь разительные перемены стали возможны благодаря позиции руководства региона, которое, в отличие от нашего, в 90-е годы прошлого столетия категорически отказалось приватизировать свою «нефтянку». Благодаря высоким ценам на нефть в так называемые «нулевые годы» нынешнего столетия в Татарстане не только подняли спорт, но и снесли всё ветхое жилье, а также провели капитальный ремонт автодорог.
При создании той или иной структуры управления (или её «переформатировании») есть и политическая составляющая. Возьмём, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК. За последние два десятилетия сельское хозяйство республики пришло в упадок. Объёмы производства в целом снизились в несколько раз. Пашни заросли борщевиком и кустарниками, живность пошла под нож (навоз на селе стал дефицитом!), а министерство осталось. Но понизить статус этой структуры, значит, де-юре признать провал экономических реформ в АПК. Сегодня на прилавках магазинов можно увидеть морковь и редис из Израиля, топорища из Китая…
Если продолжить тему села, то можно вспомнить времена, когда у нас было Министерство мелиорации, выполнявшее задачи по созданию задела по развитию сельскохозяйственной отрасли. Были госструктуры с министерскими статусами, отвечающими за развитие бытового обслуживания, лёгкой и пищевой промышленности, лесного хозяйства. Их теперь нет, как нет фабрики «Комсомолка», поставлявшей населению качественное и недорогое бельё, нет клюквы в сахаре, производившейся в Сысольском районе, в воспоминаниях остались и знаменитые нювчимские (Сыктывдинский район) баранки, мебель фабрики «Север», продукция сыктывкарского мясокомбината… Этот список каждый может сам для себя дополнить.
Об упразднении упомянутых госструктур сожалеть вряд ли стоит, поскольку они олицетворяли советские (читай – малоэффективные) принципы организации производства. Но всё же тогда был государственный подход и понимание поставленных целей и задач. Сейчас ситуация иная. Поэтому на селе так и не появился мелкий товаропроизводитель, влияющий на формирование местных бюджетов. Что касается городов, то там гораздо больше позитивных моментов, особенно в сфере торговли.
Были в 90-х годах госструктуры, выполнявшие, так сказать, «точечные» задания. Можно вспомнить ведомство, отвечавшее за развитие нефтегазового сектора экономики. Но с передачей нефтяных компаний в частные руки необходимость в нём отпала. Свою историческую миссию выполнило и Министерство торговли – как в советские, так и в перестроечные времена олицетворявшее систему дефицита на всё и вся.
Сегодня появление в конце прошлого века в республике Комитета по внешнеэкономическим связям, а затем Министерства внешних связей воспринимается как своего рода казус. Глава РК Юрий Спиридонов, представляя новоиспечённого министра Сергея Катунина, обронил фразу: «Это теперь наш
главный специалист по случайным связям». С юмором у Юрия Алексеевича всегда было в порядке. Но всё же, если говорить серьёзно, то новоиспечённое ведомство должно было работать в условиях, когда многое решал именно случай, поэтому сегодня в словах первого Главы РК просматривается какой-то мистический смысл.
Но надо брать в расчёт, что то время дышало романтикой, система госуправления была не такой зашоренной, как сейчас, и давала возможность строить смелые планы, которые впоследствии в лучшем случае оставались лишь на бумаге. Например, открытие на базе Сыктывкарского и Княжпогостского механических заводов производства по сборке и ремонту венгерских пассажирских автобусов марки «Икарус». Ещё можно вспомнить банк в Люксембурге, заводик по производству дверей в Голландии, который должен был стать для Коми «окном в Европу», развевающийся над Стефановской площадью флаг Евросоюза…
А в худшем случае слабо проработанные в стратегическом плане проекты оборачивались огромными денежными тратами и долгостроями. Классический пример – проект по строительству мередиальной железнодорожной трассы «Белкомур».
Ещё у нас в структуре органов власти был свой государственный комитет по безопасности. Ничего вам это название не напоминает? Просуществовал комитет недолго, возглавлял его в ранге заместителя Главы РК бывший министр внутренних дел РК Евгений Трофимов. Юрий Спиридонов посчитал (или кто подсказал?), что его кругом окружают враги, которые стремятся вероломно покуситься на богатства региона, и не исключено, что и на его высокую должность. Ведь на дворе стоял 1999 год. Приближалось начало очередной предвыборной кампании...
В 90-х годах прошлого столетия ключевым звеном в системе органов исполнительной власти Коми должен был стать Комитет по развитию предпринимательства. С ним связывались огромные планы по выпестыванию предпринимательской прослойки, способной решать задачи по развитию региона, созданию новых рабочих мест. Под это праведное дело даже выделялись серьёзные средства. Но затем комитет был закрыт, а его функции переданы Министерству экономического развития. Из-за бюрократических преград и откровенного попирания прав и интересов предпринимателей за четверть века в структуре бюджетных поступлений ничего не изменилось – налоговые доходы от деятельности бизнесменов средней руки, не занимающихся торговлей, как были в пределах статистической погрешности, таковыми остаются до сих пор.
Совсем недавно в Коми появилась ещё одна новая структура – Комитет информатизации и связи. В плане господдержки продвижения современных технологий мы пытаемся идти в ногу со временем, как все развитые государства. Смущает только один момент. Если брать в пример успешные страны западной демократии, то на поверку окажется, что две трети госструктур, которые есть у нас, у них попросту отсутствуют. То ли экономика у нас не той «системы», то ли общество? Страшно сказать, но тот же спорт и культура развиваются у них сами по себе, без ведома чиновников. Что нужно, а от чего надо избавляться – решает частный капитал. У нас же, как всегда, свой путь развития...
http://komikz.ru/news/history/?id=7125