Приемы фальсификации на выборах 1. Удаление наблюдателей, отстранение членов комиссий с правом совещательного голоса Приемы фальсификации Наблюдатели и члены с правом совещательного голоса могут быть удалены, отстранены тремя методами: - В соответствии с первым методом лицо вообще (изначально) не допускается до работы в качестве наблюдателя, члена с правом совещательного голоса на основании отсутствия либо ненадлежащего оформления необходимых документов (направления, назначения, заявления). Претензии к документам могут быть всевозможными, вплоть до абсурда, в зависимости от степени необходимости недопущения к работе наблюдателя или члена с правом совещательного голоса, либо при отсутствии явных недостатков документов, председатель, члены УИК собственноручно бракуют документы, после чего сообщают об этом наблюдателю, члену с правом совещательного голоса. [spoiler=] - В соответствии со вторым методом наблюдателя удаляют из помещения для голосования, а члена с правом совещательного/решающего голоса отстраняют от участия в работе на основании реального или надуманного нарушения избирательного законодательства, согласно п.12 ст. 64 ФЗ. Кроме того, ' член УИК немедленно отстраняется от участия в работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они препятствуют работе УИК. В этом случае участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме принимается решение об удалении, отстранении (зачастую ничем не мотивированное), а правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена УИК, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством. - В соответствии с третьим методом председатель, члены УИК допускают наблюдателя, члена с правом совещательного голоса до работы, причем, не сообщая о выявленных недостатках или отсутствии необходимых документов (не исключена возможность, когда председатель, члены УИК собственноручно бракуют документы) до момента окончания голосования, после чего предъявляют претензию о невозможности дальнейшего нахождения наблюдателя, члена с правом совещательного голоса в помещении для голосования в связи с отсутствием, ненадлежащим оформлением необходимых документов, и как следствие, отсутствием соответствующего статуса. При этом председателем, членами УИК преследуется цель удалить наблюдателя, члена с правом совещательного голоса от процедуры подсчета голосов, где возможны заброс и порча бюллетеней, таким образом, чтобы наблюдатель не смог, не успел оформить документы как полагается, донести документы до момента окончания голосования. - следует подготовить все требуемые документы, оформленные в соответствии с законодательством, с указанием всех необходимых реквизитов. Предъявляется в 2-х экземплярах. В одном из них, который остается у наблюдателя, члена с правом совещательного голоса необходимо поставить подпись председателя УИК о получении им второго экземпляра. Либо попросту два экземпляра документов, один отдается в УИК в начале работы наблюдателя, члена с правом совещательного голоса, а второй остается у наблюдателя, члена с правом совещательного голоса на непредвиденный случай («потеря» документов председателем или членом УИК, и прочее). Методы противодействия - в случае провокации со стороны председателя, членов УИК, других подконтрольных субъектов, следует избегать и не допускать нарушений законодательства, в том числе исключить из речи «в сердцах» ругань и нецензурную брань, не пытаться собственноручно пресекать незаконные, противоправные действия председателя, членов УИК, потому как это может быть квалифицированно в качестве воспрепятствования работе УИК, что повлечет удаление или отстранение соответственно наблюдателя или члена с правом совещательного голоса. Ни в коем случае не ввязываться в потасовки, не оказывать физического сопротивления работникам милиции, не оскорблять членов УИК и сотрудников МВД. - в случае провокации драки ни в коем случае не следует поддаваться, необходимо избегать любых нападок, а в случае начала драки - следует отойти от зачинщиков, удалиться с места потасовки, привлечь внимание, подойти к милиционеру, и т.п. Потасовка будет спровоцирована в целях удаления наблюдателя, члена с правом совещательного голоса, поэтому их необходимо избежать. - в случае удаления/отстранения необходимо известить своего руководителя, куратора или кандидата о факте удаления/отстранения, объяснив причины удаления/отстранения. Руководителю, куратору или кандидату необходимо направить на место удаленного/отстраненного наблюдателя/члена с правом совещательного голоса нового наблюдателя/члена с правом совещательного голоса. - в случае удаления/отстранения обратиться устно (по телефону), а затем письменно (посредством жалобы, заявления) в ТИК, ЦИК, Прокуратуру по факту незаконного удаления/отстранения. в случае удаления/отстранения потребовать от председателя УИК письменное решение об удалении/отстранении. Написать заявление о выдаче решения об удалении/отстранении. Потребовать от УИК указать какие конкретно нормы закона были нарушены. Указать, что вы уйдете, как только получите письменное решение за подписью председателя УИК, скрепленное печатью УИК. Сразу после удаления/отстранения написать жалобу в прокуратуру с приложением копии решения. В обосновании жалобы достаточно указать, что оснований для удаления/отстранения не имелось. Незаконность действий должны доказывать председатель, члены УИК. Необходимо также обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий УИК. Потребовать вызвать в судебное заседание председателя УИК. Тем самым Вы исключаете на некоторое время председателя комиссии, соответственно, на некоторое время притормаживаются процессы фальсификации. - предупредить председателя об уголовной ответственности за незаконные действия. Предупредить сотрудников милиции о том, что исполнение незаконного распоряжения не освобождает их от уголовной ответственности. 2. Заброс бюллетеней. Пункт 11. ст. 61 ФЗ гласит: «Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей». Председатели, члены УИК, как правило, рисуют черту (мелом, либо словесно), за границы которой по их словам никто не может заходить, а также председатели, члены УИК самостоятельно размещают наблюдателей, членов с правом совещательного голоса, их стулья, вдали от ящиков для голосования, и запрещают им переходить на другое место, переносить стулья. Однако не следует обращать внимания на слова и действия председателя, членов УИК, так как закон не запрещает возможность нахождения наблюдателей, членов с правом совещательного голоса таким образом, чтобы последние полностью обозревали помещение для голосования. Поэтому необходимо пересесть в такое место, обзор с которого максимально позволит видеть происходящее и пресечь нарушения закона, при этом не стоит создавать явных неудобств избирателям по проходу к ящикам, кабинам для голосования, в целях недопущения квалификации действий наблюдателя, члена с правом совещательного голоса как незаконных либо мешающих работе УИК. Самым удачным местом в целях борьбы с нарушениями (заброс) является место за ящиками (в случае, когда ящики стоят вплотную к стене следует занять позицию с левого либо правого края от ящиков), таким образом, чтобы избиратель, идущий с бюллетенем (бюллетенями, в случае заброса), располагался к наблюдателю, члену с правом совещательного голоса лицом. Во всех случаях нарушения избирательного законодательства необходимо составление акта о нарушении избирательного законодательства, жалобы и последующий звонок руководителю, куратору для получения точных указаний последующих действий, как: звонок или жалоба в ТИК, ЦИК, Прокуратуру, суд, и т.п. Составленный акт сохранить до конкретных указаний, сделать копии, направить их в различные инстанции. Заброс бюллетеней осуществляется: 1.до начала голосования (до 8 часов); 2.в течение дня голосования (с 8 до 20 часов); 3.по окончании голосования (после 20 часов). Приемы фальсификации Методы противодействия 1. Заброс до начала голосования. Лица, осуществляющие заброс: председатель УИК, члены УИК. Механизм заброса: 1.1. Производится в не опечатанные ящики (до 8 часов), в дальнейшем ящики, не предъявляя наблюдателям, членам УИК запечатывают с вброшенными бюллетенями. 1.2. Заброс делается после опечатывания пустых и предъявленных наблюдателям, членам УИК ящиков, в тот момент, когда наблюдатели, члены УИК поворачиваются и расходятся по своим местам. Наблюдатель лично убеждается, что урны пустые. Если комиссия отказывается показать урны - сразу звонок в прокуратуру о нарушении избирательного законодательства, составляется акт о нарушении законодательства, вручается под роспись председателю УИК. При опечатывании стоять так, чтобы была видна урна. Дать знать членам комиссии, что вы рядом (разговаривать). Отойти последним от урны, когда все отошли, никого последним не оставлять. 2. Заброс в течение дня. Лица, осуществляющие заброс: председатель УИК, члены УИК, иными заранее подготовленными лицами. Механизм заброса: 2.1. Заброс в течение дня может быть осуществлен самим председателем, членами УИК. 2.2. Председатель, либо член УИК встречает человека и передает ему вне помещения для голосования определенное число заполненных бюллетеней. Человек заходит в помещение для голосования и подходит к члену УИК, осуществляющему запись в списке избирателей, предъявляет паспорт (возможно, не свой), расписывается (член УИК в курсе производимой махинации), направляется в кабинку для голосования, где достает переданные ему заранее заполненные бюллетени, и, держа их в руке, прикрывая телом, широкой распахнутой одеждой, направляется к ящику (как правило, кабинка выбирается максимально близко расположенная к ящикам), где и производит заброс. 2.3. Способ под названием - «Карусель». На входе в помещение для голосования доверенные лица председателя предлагают избирателям за какое-либо вознаграждение заполненный бюллетень, который избиратель должен опустить в ящик для голосования, взамен своего чистого бюллетеня. Чистый бюллетень избиратель отдает доверенным лицам, которые заполняют его сами и предлагают следующему избирателю, так повторяется до окончания голосования. Необходимо не допустить заброс бюллетеней в ящик, для чего следует вырвать пачку/стопку/сверток бюллетеней у доверенного лица председателя, самого председателя, члена УИК в момент направления к ящику, привлечь внимание общественности, милиции. Любым способом не давать опустить бюллетени в ящик, собрать разбросанные бюллетени, а вырванные бюллетени держать при себе и не отдавать никому кроме работников прокуратуры. В случае наличия в УИК напарника (наблюдателя, члена с правом совещательного голоса, и т.п.), последнему сразу же (во время возникшей потасовки) собрать данные свидетелей (Ф.И.О., адрес), записать их показания, желательно снять происходящее на видео, позвонить в прокуратуру, руководителю, кандидату. В случае, если заброс осуществлялся доверенным лицом, следует указать сотруднику милиции на необходимость задержания данного лица, потребовать этих действий от сотрудника, так как зачастую сотрудник в курсе целей и задач председателя и не будет вмешиваться в происходящее, делая вид, что не замечает и пр. Если сотрудник отказывается задержать доверенное лицо, необходимо зафиксировать данный отказ свидетельскими показаниями либо заснять на видео. В случае, если заброс осуществлялся председателем, членом УИК необходимо зафиксировать данный факт показаниями свидетелей, заснять на видео и обратиться в прокуратуру. Зачастую председатель, члены УИК пользуются отвлечением, либо создают условия для отвлечения наблюдателей, членов с правом совещательного голоса (приглашают за стол, за подарками, зарплатой, задают вопросы, завязывают разговор и пр.), во время чего производится заброс. Таким образом, в случае, когда наблюдателя, члена с правом совещательного голоса начинают отвлекать, это должно для него послужить сигналом для принятия соответствующих мер по предотвращению заброса бюллетеней, либо готовящегося заброса. В качестве общей рекомендации: - необходимо находится в таком месте и вести себя таким образом, чтобы свести на нет попытки и всяческие предпосылки возможного заброса бюллетеней, и в любой момент быть готовым к активным действиям (задержание, предотвращение, составление акта, жалобы, производства звонка руководителя, куратору, обращению в прокуратуру, суд). - заброс лишь в редких случаях (как правило, в конце дня голосования) может быть произведен председателем, членами УИК, в связи с этим необходимо внимательно следить за избирателями, среди которых могут находиться доверенные лица, осуществляющие заброс. Указанными лицами, как правило, являются молодые люди, студенты авантюрного склада ума, не проживающие по данному округу и даже району, часто заброс осуществляется одними и теми же людьми, которые просто переодеваются. 3. Заброс по окончании голосования. Лица, осуществляющие заброс: председатель УИК, члены УИК. Механизм заброса: 3.1. В момент подсчета количества избирателей по спискам избирателей; 3.2. В момент открытия ящиков и выброса бюллетеней на стол; 3.3. В момент подсчета бюллетеней. Вариант: Для осуществления заброса по пунктам 3.2., 3.3. председатель, член УИК «случайно» роняют все, либо часть сложенных на столе бюллетеней, для того, чтобы в момент их сбора осуществить заброс. Данный вид заброса необходим для того, чтобы подогнать количественные показатели голосования (количество бюллетеней, с учетом заброшенных, и количество проголосовавших избирателей, с учетом вписанных (см. пункт 3 «Работа со списками избирателей»)). В этот момент помещение для голосования свободно от избирателей, посторонних лиц. В помещении находятся лишь председатель, члены УИК, наблюдатели, СМИ, милиция. Меры противодействия включают уже перечисленные выше: видеосъемка, составление акта, обращение в прокуратуру, суд. 3. Работа со списками избирателей. Фальсификация со списками избирателей осуществляется в целях повышения процента явки избирателей. Для регулирования количества проголосовавших избирателей и числа бюллетеней, с учетом заброшенных, используются дополнительные списки с возможностью вырывания из них страниц либо дописывания, а также запасные списки, которыми просто подменяют реальные списки избирателей. Перед началом голосования наблюдателю необходимо ссылаясь на подп. а п.9 ст. 30, а члену с правом совещательного голоса на п. 22 ст. 29 ФЗ потребовать предъявить для ознакомления все списки избирателей, попросить озвучить председателя перед всеми наблюдателями и членами с совещательным голосом количество избирателей внесенных на начало голосования в списки. В случае отказа в ознакомлении со списками составить акт, обратиться к куратору, руководителю, направить жалобу в прокуратуру. По возможности записать на листок озвученные данные по количеству избирателей председателем и попросить его, зам. председателя либо секретаря комиссии подписать данный листок. Всем наблюдателям, членам с правом совещательного голоса необходимо явиться в УИК с открепительным удостоверением, полученным по месту жительства. За 5 минут до окончания голосования, т.е. в 19:55, проголосовать по данным открепительным удостоверениям (избирателей по открепительным удостоверениям вносят в дополнительный список), запомнить свой порядковый номер. До начала голосования, председатель должен огласить и вписать в протокол общую численность избирателей на участке (внесенных в основной список). Отнимая свой порядковый номер от числа, указанного председателем в протоколе (основной список), можно вычислить количество избирателей, проголосовавших по дополнительному списку, после чего замена дополнительного списка, вырывание из него листов будет невозможной либо заметной наблюдателю, члену с правом совещательного голоса, так как последним доподлинно известен их порядковый номер (по открепительному удостоверению) и в дополнительном списке имеется их подпись по факту получения бюллетеней. После окончания голосования (после 20 часов) УИК обязана произвести подсчет избирателей, проголосовавших на участке, а председатель обязан занести данные показатели в общий протокол (висящий на стене), и только после этого можно вскрывать ящики и приступать к подсчету. В случае, если осуществлялся заброс, возможно, понадобится подменить либо скорректировать дополнительный список. Поэтому после внесения в протокол данных о количестве проголосовавших избирателях (в случае фальсификаций, количество будет указано с учетом заброшенных бюллетеней, и указанное количество, возможно, будет разниться с количеством в списках), необходимо потребовать предъявить списки избирателей (основной и дополнительный) для проверки своей подписи и порядкового номера, а также числа избирателей, проголосовавших по дополнительному списку. В случае обнаружения, что дополнительный список заменен, сократился, в нем не хватает подписи наблюдателя, члена с правом совещательного голоса или числа избирателей, высчитанного ранее, необходимо составить акт, позвонить руководителю, куратору, вызвать сотрудников прокуратуры. Необходимо требовать, чтобы дополнительный и основной список был прошит, скреплен печатью и подписью председателя УИК. Также необходимо (члену с правом совещательного голоса) явиться за 2 дня до дня голосования в УИК и потребовать прошить списки избирателей. Необходимо озадачить некоторых избирателей (родственников, друзей, знакомых и пр.), чтобы они явились в свои УИКи и взяли открепительное удостоверение (в случае, если избиратели относятся к округу кандидата), о чем будет внесена запись в списки избирателей, а в документах УИК должно остаться заявление избирателя о выдаче открепительного. После этого прийти в тот же УИК в день голосования, и проверить наличие записи о выдаче открепительного в списках избирателей, проверить подлинность записи и наличие заявления. В случае, если указанная проверка не выявила фактов фальсификации списков избирателей, следует проголосовать в дополнительном списке. Если же проверка показала отсутствие записи в списках избирателей, отсутствие заявления либо подделанную подпись избирателя в списке избирателей, следует сообщить об этом наблюдателям, членам с правом совещательного голоса, которым необходимо составить акт, и сообщить о правонарушении. Необходимо также собрать команду избирателей (по 5-7 человек на каждом участке по своему округу), задача которых состоит в том, чтобы прийти в день голосования в УИК в 19:30 (одновременно всем), получить бюллетени, зайти в кабины для голосования и специально испортить бюллетени (поставить галочки в двух местах, либо одну галочку), выйти из кабин и обратиться к членам УИК, у : которых получали бюллетени, и объявить о том, что требуете замены бюллетеней, так как выданные вам бюллетени вы случайно испортили (проголосовали за двоих кандидатов, либо перепутали и проголосовали не за того кандидата). (Испорченный бюллетень по требованию избирателя должен быть заменен, для этого делается специальная запись в списках избирателей, а избирателем пишется заявление, испорченный бюллетень гасится). После получения бюллетеня следует пройти в кабину и проголосовать. Данные действия позволят «испортить» списки избирателей таким образом, чтобы они не могли быть заменены, так как в подлинных списках будут записи о замене бюллетеней с подписями избирателей (подписи можно сличить по заявлениям избирателей), плюс окажет психологическое воздействие на председателя и членов УИК. Желательно, чтобы избиратели (5-7 человек) были из разных сторон участка, для того, чтобы попали в разные книги, на которые делится список избирателей. Просить председателя УИК сообщать каждый час, сколько проголосовало избирателей, когда не так много избирателей — просить показывать списки избирателей. При отказе сообщать эти данные - жалобу в прокуратуру, составляется акт о нарушении избирательного законодательства. Наблюдателям, членам с правом совещательного голоса необходимо просить председателя, члена УИК озвучить количество пришедших и проголосовавших избирателей, внесенных в дополнительный список и вслух суммировать данные дополнительного списка и данные по основному списку в целях психологического воздействия на членов УИК и побуждения последних к отказу от незаконных действий при работе со списками избирателей. По завершении голосования еще раз ознакомиться со списками избирателей, если будут вычеркнутые избиратели в массовом количестве необходимо потребовать (Объяснения этого обстоятельства, после чего составить акт, сообщить куратору и обратиться в прокуратуру. Способы фальсификации со списками избирателей: 1.Искусственное уменьшение количества избирателей в списках; 2.Вычеркивание избирателей из списка; 3.Искусственное увеличение количества избирателей в списках; 4.Запасной список избирателей. Приемы фальсификации Методы противодействия 1. Искусственное уменьшение количества избирателей в списках. УИК исключает избирателей из списка,либо необоснованно не включает их (например, студентов проживающих в общежитиях). В этом случае, не включенные в списки избиратели, голосуют по дополнительным спискам. Дополнительные списки позволяют увеличить процент явки, в связи с чем листы дополнительных списков вырываются, а соответствующее число избирателей дописывается в основной список. Меры отсутствуют по объективным причинам, так как работа произведена заранее, списки готовы за несколько дней до голосования. По фальсификациям с дополнительным списком меры описаны выше. 2. Вычеркивание избирателей из списка. Вычеркивание избирателя в списках осуществляется до дня голосования, либо после окончания голосования (20.00 часов), путем вычеркивания одной горизонтальной линией данных об избирателе, внесенных, в список избирателей (первые четыре графы). В данном случае происходит вычеркивание избирателей из основного списка в целях поднятия явки либо подгонки количества избирателей до необходимого в связи с осуществленными забросами бюллетеней. В случае обнаружения при проверке списков избирателей вычеркнутых избирателей у председателя, членов УИК следует затребовать соответствующие официальные документы, послужившие основанием для вычеркивания избирателя. Согласно законодательству избиратель исключается из списка: - при выдаче открепительного удостоверения, - в случаях смерти, изменения места жительства, выезда за пределы территории избирательного участка, призыва на военную службу, признания недееспособным, отбывания наказания в местах лишения свободы, включения избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, выбытия избирателя из места временного пребывания. Указанные официальные документы приобщаются УИК к списку избирателей. При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка с указанием даты ее внесения, фамилии и инициалов члена УИК. Запись заверяется подписью председателя УИК с проставлением даты заверения. 3. Искусственное увеличение количества избирателей в списках. Осуществляется путем включения или не исключения выбывших, умерших избирателей. За указанных избирателей голосуют доверенные лица председателя, либо при подведении итогов они вписываются как проголосовавшие. Искусственное увеличение количества избирателей в списках осуществляется для легализации вброшенных бюллетеней. Меры противодействия общие. 5. Запасной список избирателей. Запасной список необходим в целях замены списков, заполняемых в помещении для голосования. Замена осуществляется по окончании голосования. Запасной список представляет собой идентичный находящемуся списку в день голосования на столах, однако, заполненный заранее с подделанными подписями избирателей. Меры противодействия общие. В случае голосования наблюдателем, членом с правом совещательного голоса по открепительным удостоверениям замена дополнительного списка практически исключается (кроме случаев явного противозаконного поведения председателя, членов УИК). 4. Порча бюллетеней Приемы фальсификации Методы противодействия Порча производится: 1. Во время подсчета; 2. После подсчета (в этом случае инициируется повторный подсчет). Порча происходит в целях уничтожения бюллетеней, в которых проголосовали иначе, чем требуется председателю, членам УИК. Для этого «неугодные» бюллетени незаметно удаляются со столов подсчета, из помещения для голосования для проставления в них лишних «галочек», «крестиков», отрывания марок, что ведет к недействительности данных бюллетеней. Порча может производиться и без удаления бюллетеней из помещения для голосования, в данном случае дополнительные знаки ставятся незаметно на небольшом количестве бюллетеней. Необходимо следить за тем, чтобы члены УИК не подходили к столам с разложенными для подсчета бюллетенями с ручками, маркерами, карандашами, так как это запрещено избирательным законодательством. В отношении председателя, зам. и секретаря, которым закон прямо не запрещает пользоваться письменным принадлежностями, рекомендуется их также попросить не подходить с ручками к столу. Даже если они откажутся - внимание окружающих к этим фактам будет привлечено. Возможно, даже предложить им использовать ручки другого цвета - красные, оранжевые, зеленые. Соответственно, надо заранее подготовит ручки. Следить за тем, чтобы к стопкам бюллетеней, которые не пересчитываются с которыми не знакомятся члены УИК никто не подходил без наблюдателя, члена с правом совещательного голоса. Не допускать выноса бюллетеней из помещения либо их возврат на стол. В случае обнаружения факта выноса исчезновения бюллетеней, порчи бюллетеней составить акт, сообщит: куратору, обратиться в прокуратуру. Вести видеосъемку. Не оставлять бюллетени без присмотра, так как после первого подсчета, председатель в любой момент может объявить о повторном подсчете бюллетеней, до которого возможно буде осуществлена порча бюллетеней. 5. Выносные ящики для голосования Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему; возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление может быт подано избирателем в УИК в любое время не позднее 16 часов дня голосования. УИК регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. УИК заблаговременно (до дня голосования) принимает решение о количестве переносных ящиков для проведения голосования вне помещения для голосования. УИК определяет членов УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Члены УИК, прибывшие к избирателю по его заявлению для проведения голосования вне помещения для голосования, не вправе предоставить возможность принять участие в голосовании иным избирателям, если они не подали соответствующих заявлений в УИК. Приемы фальсификации Методы противодействия Голосование с использованием выносных ящиков производится: 1. при наблюдателях; 2. при отсутствии наблюдателей. Председатель, члены УИК зачастую намеренно создают условия для наличия избирателей, к которым необходимо явится с выносными ящиками. Например, включают в реестр большое количество пожилых избирателей. Количество выносных ящиков законодательством не урегулировано, зачастую применяется 2-3 выносных ящика. Председатели создают такую ситуацию, при которой хотя бы один выносной ящик отправляется к избирателям без наблюдателей. Необходимо отметить, что члены УИК с правом решающего голоса, осуществляющие голосование вне помещения, отправленные вместе с наблюдателями, работают гораздо медленнее, чем члены УИК отправленные без наблюдателей. Это необходимо для того, чтобы ящик без наблюдателей «обошел» как можно больше квартир согласно реестру, что позволит в отсутствие наблюдателя произвести заброс бюллетеней и заполнение заявлений от избирателей с просьбой об обеспечении голосования вне помещения, в то время как ящик, отправленный в сопровождении наблюдателя «обойдет» лишь тех, избирателей, которые действительно заявляли об обеспечении голосования вне помещения. В отношении выносных ящиков зачастую производится заброс, реже порча. Механизм заброса заключается в том, что в случае отсутствия наблюдателей, либо их отвлечения члены УИК вообще не доходят до избирателей, а попросту забрасывают в выносной ящик заранее заполненные бюллетени. При наличии реальных избирателей, просивших к ним прийти с выносным ящиком, члены УИК доставляют ящики к указанным избирателям, а в отношении прочих избирателей, перечисленных в реестре, делают заброс. При наличии наблюдателей, при их строгом контроле члены УИК вынуждены обойти всех избирателей, перечисленных в реестре. В последнем случае членам УИК для достижения определенных результатов остается произвести лишь порчу бюллетеней, по которым проголосовали избиратели, перечисленные в реестре. Для этого в помещении для голосования, а чаще в машине, в отсутствии наблюдателей, посторонних лиц, члены УИК вскрывают выносные ящики и проставляют лишние знаки на бюллетенях, в которых избиратели проголосовали вразрез с задачами председателя, членов УИК, что приводит к их недействительности, а «правильные» бюллетени оставляют нетронутыми, после чего выносной ящик запечатывается и доставляется, возвращается на место. - необходимо потребовать решение УИК об определении количества выносных ящиков и лиц (членов УИК с правом решающего голоса), осуществляющих обход избирателей с выносным ящиком для голосования вне помещения. - необходимо запросить реестр заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования. - следить за целесообразностью и равномерностью разделения количества избирателей на количество выносных ящиков, с целью избежать закрепления за одним ящиком 10 избирателей, за другим 80. В подобной ситуации сопровождать ящик, направленный для голосования большего числа избирателей. - необходимо проверить, что выносные ящики опечатаны (ставится печать и подпись председателя) пустыми до момента их выноса, после возвращения ящиков в помещение проверить целостность опечатывания ящиков. Во время отсутствия ящиков в помещении проверить наличие у председателя, секретаря, членов УИК печати УИК, так как при отсутствии печати можно утверждать, что печать находится у члена с правом решающего голоса, осуществляющего «обход» избирателей с ящиком, который произведет вскрытие ящика для осуществления заброса, порчи или замены бюллетеней, после чего вновь запечатает ящик. - не оставлять ящики для голосования без наблюдения, не отвлекаться на вопросы, просьбы членов УИК, так как вероятно производится заброс бюллетеней. - в случае обращения избирателя с просьбой обеспечить ему тайну голосования, не оставлять ящик рядом с избирателем, так как последний может быть доверенным лицом председателя и в момент «обеспечения тайны голосования» произвести заброс. - необходимо проверить количество возвращенных бюллетеней после обхода избирателей, которое должно равняться числу выданных бюллетеней (выдается члену УИК с правом решающего голоса по подписываемой ведомости передачи бюллетеней для голосования вне помещения) минус заявления, написанные избирателями о голосовании вне помещения (пишутся избирателями до момента получения бюллетеня в присутствии члена УИК и наблюдателя сопровождающих выносной ящик). Проверить наличие ведомости, заявления избирателей, возвращенные бюллетени, сравнить количество. - после возврата ящиков для голосования в помещение следить, чтобы ящики всегда находились в помещении, к ним никто не подходил, никуда ящики не переносились. - прочие общие меры, меры противодействия иным методам фальсификации. Также необходимо составление акта, обращение к куратору и в прокуратуру. 6. Подсчет голосов, торги с членами и наблюдателями Необходимо потребовать гашения неиспользованных бюллетеней путем отрезания верхнего левого угла. Гашение бюллетеней необходимо произвести до момента начала подсчета избирателей, проголосовавших на участке согласно списку избирателей. В случае своевременного гашения неиспользованных бюллетеней (и осуществления председателем, членами УИК, доверенными лицами махинаций с бюллетенями) УИК но достигнет контрольного соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Для подсчета голосов, выброшенные на стол бюллетени раскладываются по стопкам за каждый список кандидатов. Образуется несколько стопок, в каждой из которых находятся бюллетени, в которых избиратели проголосовали за тот или иной список. Образованные стопки пересчитываются. Количество складывается. Становится известным и общее количество бюллетеней, и число голосов за каждый список. В редких случаях производится предварительный подсчет общего числа бюллетеней, содержавшихся в ящиках, а после разложение по стопкам. Приемы фальсификации Методы противодействия | Председатели зачастую осуществляют подсчет голосов, смешивая бюллетени из стационарных и выносных ящиков, что противоречит законодательству, так как, сначала производится подсчет голосов в бюллетенях выносных ящиков, затем стационарных. Необходимо указать председателю на нарушение. Составить акт, доложить куратору и сообщить в прокуратуру. Следует помнить, что, если число бюллетеней в переносном ящике, больше количества заявлений избирателей, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Необходимо потребовать вынесения указанного решения и составление акта. В качестве фальсификации применяется перекладывание бюллетеней из стопки одного списка кандидатов в стопку другого списка, в результате количество голосов отданных за определенный список возрастает, чего и добивались председатель, члены УИК. В этом случае председатель, члены УИК стараются не допустить повторного разложения бюллетеней по стопкам, а просто производят подсчет, не показывая за кого проголосовал избиратель в конкретном бюллетене. Необходимо требовать, чтобы члены УИК сортировали бюллетени по голосам, поданным за каждый из списков кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Требовать, чтобы при сортировке бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса оглашали содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя и представляли бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при подсчете голосов. При этом одновременное оглашение двух и более бюллетеней запрещено. Необходимо следить за стопками бюллетеней, в первую очередь за стопкой бюллетеней своего списка кандидатов, с целью недопущения перекладывания бюллетеней из этой стопки в другую стопку. В случае обнаружения увеличения либо уменьшения одной из стопок требовать повторной сортировки бюллетеней поданных за тот или иной список кандидатов. Составить акт, сообщить куратору, обратиться в прокуратуру. Председатель не выдает копии протокола об итогах голосования. Указать на нарушение. Составить акт, сообщить куратору, обратиться в прокуратуру. После подсчета голосов председатель, как правило, уезжает в ТИК для согласования черновика протокола о результатах голосования, либо попросту полученных результатов после подсчета. В случае неудовлетворительного результата председателю дают задание для изменения протокола с указанием в нем необходимых результатов, для чего председатель вынужден либо провести повторный подсчет, либо начать торги/переговоры с наблюдателями, членами с правом совещательного голоса о составлении протокола с результатами не соответствующими действительности. Переговоры проводятся с использованием подкупа, запугивания, и т.д. Приемы фальсификации Методы противодействия УИК не проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, и не составляет протокол о результатах голосования. Председатель УИК выезжает в ТИК для согласования чернового варианта протокола. Необходимо указать на несоблюдение председателем, членами УИК ФЗ. Необходимо после подсчета требовать составления протокола и выдачи его копии с отметкой в соответствующем реестре о выдаче копий протокола. Составить акт, сообщить куратору, обратиться в прокуратуру. При проведении переговоров (что возможно и через 3-5 часов после окончания первого подсчета) председатель постарается разделить наблюдателей, членов с правом совещательно голоса (неминуемы ощущения усталости, сонливости, притупления внимания), отстранить/пригласить/отвести (небольшое застолье, чаепитие) последних от столов с бюллетенями, во время чего производятся порча, возможно заброс бюллетеней. Необходимо стоять рядом с бюллетенями, не допуская никаких манипуляций, фальсификаций и прочего. Не соглашаться покидать помещение для голосования. После выдачи копии протокола следует явиться в ТИК (во всех ТИК находятся сводные протоколы, куда председателями УИК заносятся результаты голосования по каждому участку) и сравнить результаты голосования, указанные в копии протокола, выданной председателем УИК, и результаты, указанные тем же председателем в сводном протоколе, расположенном в ТИК. В случае если результаты не совпадают необходимо обратиться к куратору. 7. Иные способы фальсификации. Приемы фальсификации Методы противодействия В помещении для голосования в момент подсчета голосов может неожиданно выключатся свет (часто практикуемый способ), во время чего председатель, члены УИК подбрасывают бюллетени, портят имеющиеся бюллетени Использовать любые светящие приборы, устройства (телефон, фото/видеокамера, зажигалка, спички, фонарики). Полученный свет направить на бюллетени, с целью недопущения их выноса, порчи. Следить за действиями председателя, членов УИК. Составить акт, сообщить куратору, обратиться в прокуратуру. Редко используются такие способы как объявление о заложенной бомбе, иных опасностях с последующей эвакуацией (возможно принудительной) всей УИК, после чего председатель, отдельные члены УИК получают доступ в освобожденное от посторонних лиц помещение для голосования. Следить за действиями председателя, членов УИК. Составить акт, сообщить куратору, обратиться в прокуратуру. Редко провоцируется скандал с членами УИК в качестве отвлекающего маневра. Не поддаваться провокации. Составить акт, сообщить куратору, обратиться в прокуратуру. Председатель, члены УИК опечатывают мешки с бюллетенями и удостоверяют их только своими подписями либо подписями подконтрольных членов с правом совещательного голоса в целях их дальнейшего вскрытия и замены бюллетеней. Согласно ч. 22 ст. 82 Кодекса РБ «О выборах» на указанных мешках вправе расписаться члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели. Рекомендуется написать заявление на имя председателя УИК о предоставлении возможности подписать мешки заранее, в целях предупреждения возможных фальсификаций. При этом подписи необходимо поставить таким образом, чтобы при несанкционированном вскрытии мешка подпись была повреждена. Статус членов комиссии Член комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещается о заседаниях комиссии; б) вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения, требовать голосования по этим вопросам; в) задавать участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать ответы; г) знакомиться с любыми материалами и документами получать копии этих документов и материалов; д) удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, сортировки бюллетеней и подсчета голосов; е) обжаловать решения и действия комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всеми правами члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права: - выдачи и подписания избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений; - участия в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней; - составления протокола об итогах голосования, результатов выборов; - участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, подписания решения избирательной комиссии; - член комиссии с правом совещательного голоса не вправе оказывать помощь избирателю в заполнении бюллетеня, находиться в кабине тайного голосования, препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав. Эти ограничения нарушать нельзя, т.к. это может повлечь удаление с избирательного участка. Статус наблюдателя Наблюдатели вправе: 1) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования, в любое время в период, указанный в части 3 настоящей статьи; 3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; 4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; 5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи; 6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; 7) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; 8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию; 9) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, статьей 91 настоящего Кодекса, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; 10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Наблюдатель не вправе: 1)выдавать избирателям бюллетени; 2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; 3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; 4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; 6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 7) проводить агитацию среди избирателей; 8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. Общие правила реагирования на нарушения законодательства. Если Вы заметили нарушения законодательства, необходимо привлечь к этому внимание председателя УИК (секретаря, зам.председателя УИК) и попросить его устранить допущенное нарушение. В случае если председатель отказывается совершить эти действия или не обращает внимания на Ваши слова, необходимо составить следующие документы: 1. Акт о нарушении избирательного законодательства. Этот документ отражает фактические обстоятельства нарушения законодательства и должен содержать подробное описание событий (с указанием ФИО, должностей, времени, места совершения, а также данных о лицах, которые его составили). Указанный акт вручается под роспись председателю УИК (зам.председателя, секретарю или другому члену УИК с правом решающего голоса). Вместе с актом вручается 2. Заявление с просьбой принять соответствующие меры реагирования на нарушения избирательного законодательства, изложенные в акте. В случае неудовлетворения заявления в УИК следует обжаловать бездействие членов УИК в ТИК и при необходимости в ЦИК РМЭ. Для этого подается аналогичный комплект документов, меняется лишь адресат жалобы. Вместо двух указанных выше документов можно составить один - жалобу, в которой изложить существо нарушения (фактические обстоятельства) и требования (принять меры к устранению нарушения, установить лиц, виновных в совершении нарушения). Любой из указанных выше документов составляется в двух экземплярах (или в одном экземпляре, с которого снимается копия): один экземпляр сдается в ИК, на втором член ИК с правом решающего голоса ставит отметку о получении. Очень важно, чтобы было проставлено время, т.к. жалобы, поступившие до 20ч. должны быть рассмотрены ИК непосредственно в день голосования. Все жалобы обязательно должны быть приложены к итоговому протоколу ИК. Также целесообразно позвонить в территориальную комиссию и избирательный штаб и сообщить о замеченном нарушении; - обязательно составить жалобу в двух экземплярах, в котором подробно описать нарушение, и получить на нем подписи двух свидетелей нарушения; Во всех случаях ведите себя максимально корректно, старайтесь не ввязываться в шумный конфликт, не отрывать от дела других членов комиссии. Иначе это могут посчитать за препятствование голосованию и удалить из избирательного участка. Обязанности члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя с начала работы комиссии. 1. Ознакомьтесь с составом избирательной комиссии. 2. Получите в территориальной избирательной комиссии сведения о числе избирательных бюллетеней, выданных в данную участковую комиссию. Их количество не должно более чем на 0,5% превышать числа избирателей, включенных в список. 3. Получите у председателя участковой комиссии ксерокопию акта передачи избирательных бюллетеней из территориальной избирательной комиссии в участковую комиссию. 4. Ознакомьтесь, где и в каких условиях хранятся избирательные бюллетени. 5. Проверьте общее число избирательных бюллетеней в участковой избирательной комиссии. 6. Познакомьтесь со списком избирателей на предмет наличия в них выбывших с территории данного избирательного участка избирателей, уточните, когда список обновлялся. 7. Проверьте, передана ли в участковую комиссию выписка из реестра на получивших открепительные удостоверения в территориальной комиссии. Сделаны ли по отданным открепительным талонам отметки в списке избирателей. Накануне дня выборов 1. Еще раз внимательно изучите инструкцию и приложение к ней. 2. Запишите телефоны территориальной комиссии, телефоны соответствующие вышестоящих избирательных комиссий с фамилиями их руководителей, а также номера телефонов правоохранительных органов. 3.Познакомьтесь с членами участковой и территориальной комиссии. 4.Необходимо получить в участковой комиссии, где вы включены в список для голосования, открепительное удостоверение. По этому открепительному удостоверению проголосовать в конце дня голосования (приблизительно в 19 час. 45-55 мин.). 5.Проверьте правильность оборудования избирательного участка, а именно: а) стол выдачи бюллетеней, кабины и урны для голосования должны быть на виду, в поле зрения всех членов комиссии и наблюдателей; б) должны быть оформлены стенды с информацией о всех политических партиях, образцом проголосованных бюллетеней без списков партий, извлечениями из уголовного и административного кодексов об ответственности за нарушения избирательного законодательства: в) вывешена увеличенная форма протокола участковой комиссии. Если есть нарушения или упущения этих требований, потребуйте немедленного их устранения, в случае несогласия составляйте акт, жалобу и информируйте штаб по телефону. В любом случае, утром до начала голосования вы должны указанные моменты проверить и добиться соответствия закону. 6. Удостоверьтесь, исключены ли из списка фамилии избирателей, получившие открепительные талоны. 7.Оговорите, каким способом собираются опечатывать урны, добейтесь, чтобы пломбы были надежными, не позволяющими их отрывать и снова приклеивать. До начала голосования Голосование начинается в 8 утра и продолжается до 20 часов. Придите на избирательный участок минут за 15-20 до его открытия, имея при себе паспорт, удостоверение члена комиссии или направление от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, ручку, бумагу, образец жалобы и акта, номера телефонов ТИК и координатора штаба, свечку или электрический фонарь. Проверьте еще раз оборудование избирательного участка. Кроме отмеченных выше требований: в кабинах для голосования должны быть только ручки, у членов комиссии с решающим голосом не должно быть карандашей. Присутствуйте при опечатывании стационарных и переносных урн, проверив, что до опечатывания они были пустыми - не было двойного дна, приклеенных или замаскированных иным образом бюллетеней. Осмотрите еще раз помещение: нет ли дополнительных урн с готовыми бюллетенями. При опечатывании урн вместе с коллегами удостоверьте форму оттиска, а затем - место нахождения печати, а также возможность по каким-то деталям идентифицировать саму урну, что бы исключить незаметный вынос урн или их замену для подмены бюллетеней. Обеспечьте погашение неиспользованных открепительных талонов. В ходе голосования добивайтесь соблюдения следующих требований: 1. Займите такую позицию, чтобы вы могли наблюдать одновременно за происходящим за столом рабочей комиссии, а также кабины и урны для голосования. Ни в коем случае не соглашайтесь на предложения комиссии выпить или перекусить до окончания подсчета голосов! Вам запрещено вообще употреблять спиртные напитки (даже пиво) - это повод для удаления вас с избирательного участка. Самый распространенный способ фальсификации выборов - отправить наблюдателей перекусить в столовую и в этот момент происходит сброс бюллетеней. Предотвратите вынос бюллетеня для голосования с избирательного участка (избиратель не должен уходить с бюллетенем, привлечь внимание членов избирательной комиссии, поймать его за руку в момент кидания листа бумаги вместо бюллетеня, и «запугав ответственностью» получить объяснения, кто его попросил это сделать). 2. Следите за тем, чтобы - избирателям бюллетени выдавались по списку избирателей или по открепительным талонам. В день голосования в список включаются лишь избиратели, место жительство которых находится на территории участка, или факт временного пребывания их установлен органами регистрационного учета. На столе у членов избирательной комиссии, выдающих бюллетени, не должно быть никаких карандашей. Члены комиссии могут уверять, что делают какие-нибудь пометки, чтобы было удобнее работать. НЕ ВЕРЬТЕ - это противозаконно! Еще один способ фальсификации - члены комиссии отмечают карандашом тех, кто не придет на выборы, а потом, сами ставят от их имени подписи и кидают в урну бюллетени. Следите, чтобы члены комиссии ничего не писали в списках избирателей, когда у него нет избирателей. перед выдачей бюллетеней член комиссии должен удостовериться в том, что избиратель не подал заявление о голосовании вне помещения для голосования и к нему домой не направлены члены комиссии для проведения голосования; избиратель должен голосовать только за себя; голосование по нескольким паспортам (за членов семьи) не допускается; Бюллетень выдается избирателю только по предъявлению паспорта и при необходимости открепительного удостоверения, (удостоверение личности офицера также является документом удостоверяющим личность, но не водительское удостоверение и не удостоверение сотрудника милиции). - если избиратель ошибся при заполнении бюллетеня или случайно его испортил, по его заявлению комиссией ему заменяется бюллетень, а на испорченном бюллетене на оборотной стороне делается подпись «испорчен» и удостоверяется подписями двух членов комиссии и печатью; - никто не должен на избирательном участке или вблизи него вести устную или в другой форме агитацию; не должно быть и никаких подсказок и намеков в объяснениях членов комиссий или других лиц по заполнению бюллетеней; - весь день до начала подсчета голосов урны для голосования должны оставаться на местах и не могут вскрываться и выноситься из помещения, если даже они переполнены; - с момента открывания и до окончания работы избирательный участок не может закрываться. 3. Каждые два часа (лучше каждый час) получайте у председателя комиссии данные о числе проголосовавших избирателей и сверяйте их с данными наших наблюдателей. 4. Если заметите специальных на участке или возле него, людей, поставленных, чтобы указывать, как голосовать, запишите их имена, фамилии, адреса, предупредите об административной и уголовной ответственности, составьте акт и вместе с заявлением отдайте председателю комиссии, сообщайте в прокуратуру. Также следует поступать с людьми, проводящими «соц. опрос», так как это законно только по отношению к уже проголосовавшим избирателям и крайне часто является нарушением (скрытой агитацией). 5. Проследите, чтобы заинтересованные лица, представляющие политические партии, не подвозили избирателей к избирательному участку. Организовать подвоз избирателей к участку вправе только ИК. Особое внимание - голосованию вне участка: 1. На избирательном участке составляется реестр избирателей, которые просят предоставить возможность проголосовать вне участке. Туда заносятся те обращения, которые поступили не менее чем за 4 часа до конца голосования и признаны комиссией имеющими под собой уважительную причину, по состоянию здоровья. В получении каждого обращения с указанием времени поступления расписывается член комиссии с решающим голосом. Председатель комиссии должен оповестить о предстоящем выезде не позднее, чем за 30 минут. При выезде члены комиссии могут взять лишь столько бюллетеней, на сколько есть заявлений в комиссии +1-2 для замены, если избиратель испортит бюллетень. САМОЕ ЧАСТОЕ НАРУШЕНИЕ: Запрещается выезд с пачкой бюллетеней для того, чтобы какой-то отдаленный поселок смог проголосовать на дому. 2. Голосование вне избирательного участка с переносной урной проводят не менее двух членов комиссии с решающим голосом или один, если с ним едут два представителя партий. При выезде с переносной урной предложите заклеить в нем прорези для опускания бюллетеней скотчем. Каждый выезд возьмите под контроль. Вы обязательно должны поехать (пойти) с каждой выездной урной. Если комиссия едет на автомобиле, куда вы не помещаетесь, вы должны требовать либо дополнительный транспорт, либо требовать чтобы комиссия шла пешком. Этот момент нужно отстаивать жестко и принципиально. (п. 14 ст.66 ФЗ № 67) При выезде члены комиссии должны иметь при себе: - бюллетени, согласно реестру и поступившим заявлениям; - опечатанный (утром) переносной ящик; - реестр или его заверенную копию; - заявления избирателей; - письменные принадлежности. На выезде бюллетени не могут выдаваться людям, которые не внесены в реестр избирательной комиссии. 3. Голосуют только те избиратели, которые занесены в реестр, и бюллетени им выдаются но письменному заявлению. При выдаче бюллетеня члены комиссии делают об этом запись на заявлении и расписываются. О голосовании вне помещения составляется акт. В общем списке избирателей против соответствующих фамилий ставится отметка «Голосовал вне помещения для голосования». 4.Никогда не допускайте, чтобы на участке не осталось ни одного нашего наблюдателя. ВНИМАНИЕ! Члены избирательной комиссии в момент отсутствия выездной урны не вправе выдавать бюллетени для голосования избирателям, записанным в реестр для голосования вне избирательного участка, пришедшим на избирательный участок ДО ПРИЕЗДА ВЫЕЗДНОЙ УРНЫ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ИЗБИРАТЕЛЯ. Проявите бдительность в последние часы работы избирательного участка. Именно в это время, особенно если голосование фактически завершилось, возможны фальсификации. Следите, чтобы никто не подходил к урнам, не выносил списки избирателей и не производил в них записей. Если погаснет свет, примите меры, чтобы не случилось вброса бюллетеней. В ходе подсчета голосов Голосование заканчивается в 20.00. Ни минутой раньше. Те, кто находился в этот момент в помещении участковой комиссии - имеет право проголосовать. Вы полным составом остаетесь на участке. Все, кроме членов комиссии, милиции, наблюдателей, членов комиссии с совещательным голосом, кандидатов и их доверенных лиц должны покинуть помещение. При подсчете голосов член комиссии с совещательным голосом находится в составе комиссии у стола, где производится подсчет голосов. Главное обеспечьте соблюдение процедуры и последовательности действий в подсчете голосов. 1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 2. Прежде всего, до вскрытия урн, и в стороне от них, комиссия подсчитывает неиспользованные бюллетени, погашает их отрезанием угла, оглашает их количество вместе с испорченными бюллетенями. Проследите, чтобы общее число неиспользованных и испорченных бюллетеней сразу заносилось в протокол участковой комиссии и одновременно в протокол увеличенной формы. 3. Оглашаются и вносятся в протокол и в его увеличенную форму число бюллетеней, полученных участковой комиссией. 4. После этого проводится подсчет всех данных на каждой странице списка избирателей и удостоверяются подписью члена комиссии с правом решающего голоса. Эти данные оглашаются и передаются председателю комиссии. Председатель комиссии или его заместитель, или секретарь суммирует постраничные данные и вносит, оглашая присутствующим, в конец списка, подтверждая своей подписью и печатью комиссии. Проследите, чтобы они тут же были внесены в протокол участковой комиссии, в протокол увеличенной формы. Запишите в блокноте эти данные и вы. После этого проверьте по списку правильность произведенного подсчета. Проследите, чтобы списки после этого были убраны председателем или секретарем комиссии в сейф и к ним не было доступа до окончания подсчета голосов. 5. Только после этого вскрываются урны. С этого момента ни у кого из членов комиссии с решающим голосом, кроме председателя и секретаря, не должно быть в руках пишущих предметов. Вначале вскрываются переносные урны и после подсчета бюллетеней, данные оглашаются и вносятся в протокол проголосованных вне помещения избирательного участка. Если число бюллетеней из переносных урн хоть на один окажется больше, чем заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения, все эти бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. Эти бюллетени отдельно упаковываются, опечатываются. Зафиксируйте это в блокноте. 6. Вскрыв стационарные урны и высыпав бюллетени на стол, члены комиссии в решающим голосом приступают к сортировке бюллетеней. Добейтесь, чтобы при этом член комиссии с решающим голосом показывал каждый бюллетень присутствующим и оглашал результаты голосования (это требование закона). Оглашение двух и более бюллетеней одновременно не допускается. 7. Каждую пачку рассортированных бюллетеней пересчитывают путем перекладывания из одной стопки в другую таким образом, что бы все присутствующие видели отметку в каждом бюллетене. Одновременный подсчет нескольких пачек не допускается. Результаты подсчета оглашаются и записываются в протокол и его увеличенную форму. 8. После этого сами пересчитайте стопки бюллетеней. Если хотя бы одно из требований закона при подсчете голосов не выполняется и члены комиссии не реагируют на ваши замечания, член комиссии с решающим голосом, - пишите особое мнение, а член комиссии с совещательным голосом и наблюдатель - обращайтесь с жалобой в участковую и территориальную комиссии, прокуратуру. 9. После окончания подсчета голосов и занесения данных в протокол комиссия проверяет контрольное соотношение данных. При обнаружении несоответствия комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по спискам и бюллетеням и (или) фиксирует в протоколе имеющиеся расхождения, или переписывает протокол. 10. Закончив все действия, комиссия проводит итоговое совещание, на котором рассматриваются жалобы о нарушениях. После чего все присутствующие члены комиссии с решающим голосом подписывают протокол в 2-х экземплярах, указав дату, время подписания (часы и минуты). Не допускается составление протокола карандашом, внесение в подписанный протокол изменений, подписание пустых бланков протокола. Нарушение этого порядка является основанием для признания протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. Основанием для признания протокола недействительным является также подписание протокола за члена комиссии другим лицом. 11. Сразу после подписания протокола, снимите копию с первого экземпляра. Копию протокола заполняйте цифрами и прописью, заверьте подписями председателя и секретаря комиссии и печатью. Немедленно сверьте данные протокола по вашим записям. 12. Первый экземпляр протокола с актами, жалобами и решениями комиссии по ним направляется в территориальную комиссию и возврату не подлежит. Одному из наших членов комиссии или наблюдателю следует сопровождать председателя и секретаря комиссии и проконтролировать прием-сдачу протокола. Член территориальной комиссии проверяет правильность заполнения протокола и тут же заносит итоги голосования в протокол увеличенной формы, потом расписывается доставивший протокол. 13. Если при проверке в протоколе участковой комиссии будет обнаружена ошибка (описка, опечатка, ошибка в сложении данных), то с участием всех членов комиссии с решающим голосом и в присутствии контролирующих лиц составляется и подписывается повторный протокол, а первоначальный остается в территориальной комиссии. 14. При возникновении сомнений в правильности составления протокола участковой комиссией, территориальная комиссия может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участковой комиссией или самостоятельно. Ваше участие в нем обязательно. Ваша работа считается оконченной в момент передачи проверенного экземпляра протокола в штаб.
Председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка №- от ЖАЛОБА на нарушение законодательства о выборах г.Йошкар-Ола 11 октября 2009 г. Мы, нижеподписавшиеся, сообщаем, что 11 октября 2009 года в ходе голосования (в ходе подведения итогов голосования) на избирательном участке № были допущены нарушения законодательства о выборах, выразившиеся в том, что: Сообщая об изложенном, просим участковую избирательную комиссию принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий. В противном случае нарушения могут поставить под сомнение достоверность итогов голосования на данном избирательном участке. В соответствии с ч.4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан Российской Федерации» комиссии обязаны проводить проверки по обращениям поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы -НЕМЕДЛЕННО. Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Экземпляр жалобы получен: участковой избирательной комиссии № «___ »______ 2009 г. в_ ч.___ мин. (подпись) (И.О. Фамилия)
АКТ о нарушении закона г. 11 октября 2009 года Мы, нижеподписавшиеся: 1. (Фамилия, Имя, Отчество - полностью и статус: наблюдатель, ЧКСГ) паспорт: выдан г. (серия, номер) (число месяц, год) (наименование органа выдавшего паспорт) 2. (Фамилия, Имя, Отчество - полностью и статус: наблюдатель, ЧКСГ) паспорт: выдан г. (серия, номер) (число месяц, год) (наименование органа выдавшего паспорт) 3. (Фамилия, Имя, Отчество - полностью и статус: наблюдатель, ЧКСГ) паспорт: выдан г. (серия, номер) (число месяц, год) (наименование органа выдавшего паспорт) 4. (Фамилия, Имя, Отчество - полностью и статус: наблюдатель, ЧКСГ) паспорт: выдан г. (серия, номер) (число месяц, год) (наименование органа выдавшего паспорт) составили настоящий акт о том, что « » ______ 2009 г. в часа(ов) минут(ы) во время (число) (месяц) (время составления) работы участковой избирательной комиссии № , нами, нижеподписавшимися установлено следующее нарушение: Настоящий акт составлен в двух экземплярах. Первый экземпляр Акта передан в участковую избирательную комиссию № Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Экземпляр акта получен: участковой избирательной комиссии № ______________________________ «____ »_____ 2009 г. в ч. мин.
Председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка №- от ЗАЯВЛЕНИЕ Направляю для рассмотрения и принятия предусмотренных законом мер для устранения нарушении норм избирательного законодательства, зафиксированных в прилагающихся Актах. Нарушение закона состоит в том, что На основании изложенного, прошу принять меры к устранению указанных нарушений. В соответствии с ч.4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан Российской Федерации» комиссии обязаны проводить проверки по обращениям поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы - НЕМЕДЛЕННО. Приложение: 1. Акт о нарушении законодательства на стр. 2. ___________________________ " " октября 2009 г.
Прокуратура от ЖАЛОБА на нарушение законодательства о выборах г. 11 октября 2009 г. Мы, нижеподписавшиеся, сообщаем, что 11 октября 2009 г. в ходе голосования (в ходе подведения итогов голосования) на избирательном участке № были допущены нарушения законодательства о выборах, выразившиеся в том, что: На обращения к председателю УИК о недопущении такого нарушения необходимые меры приняты не были. На основании изложенного, просим Вас принять незамедлительно меры прокурорского реагирования по пресечению нарушения и устранению его последствий: В противном случае нарушение может поставить под сомнение достоверность итогов голосования на данном избирательном участке. Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия) Подписи:_______________________________________________ (должность или статус) (подпись) (И.О. Фамилия)
Извлечения: Из уголовного кодекса РФ Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий 1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 2. Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума 1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. 3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет. Из Кодекса об административных правонарушениях РФ Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов. 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. 2. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. 3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда. 5. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. [/spoiler]
|