12 августа состоялась пресс-конференция с начальником ГИБДД отдела внутренних дел по г. Печоре майором милиции П.А. ТОМИЛОВЫМ. Петр Алексеевич ответил на вопросы нашего корреспондента, дав в начале информацию об итогах оперативно-служебной деятельности инспекции за семь прошедших месяцев.
Тревожная статистика
П.А. ТОМИЛОВ: — За отчетный период на территории муниципального района произошло 359 дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это немногим больше, чем за аналогичный период прошлого года (345). В связи с этим хотел бы обратиться ко всем участникам дорожного движения с вопросом: почему они не пользуются изменениями, внесенными в федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности? Изменения позволяют владельцам транспортных средств, оформившим документ об ОСАГО, получить конкретную финансовую помощь. Если ущерб в ДТП составил до 25 тысяч рублей, потерпевший в них владелец ТС вправе заполнять извещение и напрямую обращаться в страховую фирму. Но увы, за семь месяцев таких обращений не было, хотя мелкие аварии на дорогах, конечно, случались. Если анализировать ситуацию, то из 359 ДТП вред здоровью нанесен в 38 случаях, что на 10 процентов больше прежнего. Число погибших — по одному в прошлом и в нынешнем отчетном периоде. Однако количество пострадавших увеличилось на 24 процента (51 человек). Из них пятеро детей в возрасте до 16 лет. Считаю, что основная вина за это ложится на родителей. Свои слова могу подтвердить примерами. Возьмем два ДТП, когда дети (возраст 7 и 9 лет) переходили проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом без сопровождения родителей. Кто, если не взрослые, должен был быть в этот момент рядом? Еще одно ДТП произошло с автомобилем, владелец которого перевозил своего ребенка и ребенка близких, нарушая при этом правила движения, к тому же превысив скорость. А в результате произошло опрокидывание автомобиля, травмирование двоих детей. И еще одно ДТП произошло по вине водителя, грубо нарушившего правила. Он не пропустил пешехода, ребенка, на обозначенном переходе. На 4 случая увеличилось число ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей.
Лишают прав — не помогает
«ПВ»: — Судя по статистике, растет аварийность на дорогах, растет и число установленных сотрудниками ГАИ пьяных за рулем (на 40 человек). Страшно подумать о том, что было бы, если не остановить этих нетрезвых. Почему люди настолько свободно ведут себя за рулем, как вы думаете?
— Несмотря на то, что ужесточилось законодательство, повышая тем самым ответственность водителей, участники дорожного движения еще не осознали всю значимость этой меры. Данное нарушение предусматривает наказание даже не штрафом — только лишением водительских прав. Тогда нарушители начинают задумываться о своем проступке, когда по решению суда отстраняются от управления транспортным средством. Сроки бывают разные — от года до трех.
«ПВ»: — Обсуждается такая мера наказания, как лишение прав пожизненно. Вы бы лично поддерживали такое решение, будь оно узаконено?
— Существует такое мнение, оно обсуждается в определенных кругах, но до закона дело не дошло. В принципе, я за введение такого наказания. Как показывает статистика происшествий по Печоре, люди неоднократно лишаются водительских прав. Проходит срок лишения, и они получают удостоверения, но через определенное время снова задерживаются за управление транспортом в нетрезвом состоянии. Таких случаев много. В связи с изменением КоАП, если при управлении транспортным средством в течение года отмечается повторное нарушение (например, пьянство за рулем), то в таком случае нарушителя лишают прав до 3 лет дополнительно к первоначально вынесенному сроку лишения. У нас есть статистика за 2007 и 2008 годы. Порядка 15 человек были лишены прав на срок в сумме от 10 до 13 лет.
«ПВ»: — Вот для патологических преступников и нужно ввести исключительную меру наказания: лишение водительских прав пожизненно. Печально, если таковые садятся за руль общественного транспорта. Как вы осуществляете контроль в сфере пассажирских перевозок?
— Служба госавтоинспекции совместно с транспортной инспекцией регулярно проверяют то, как осуществляются предрей-совый, послерейсовый медосмотр, предрейсовый технический осмотр. Оформлялись материалы на водителей, игнорирующих такой осмотр, оформлялись административные материалы с ходатайством через прокуратуру о приостановлении деятельности лицензий на пассажирские перевозки, накладывались штрафы в размере 5000 рублей. Например, был отстранен от управления ТС водитель «Газели» в состоянии алкогольного опьянения, но это произошло не на маршруте. Другой водитель был лишен прав за выезд на встречную полосу движения. Должен сказать, что пассажирские перевозки находятся под нашим самым пристальным вниманием. Все мероприятия по безопасности движения мы начинаем именно с них.
О новой методике и регламенте
«ПВ»: — В 2011 году вводится в действие новая методика проведения квалификационных экзаменов на получение права управления техсред-ствами. Что, таким образом, следует ожидать будущим водителям и учебным организациям, осуществляющим их подготовку?
— Действительно, с 1 ноября 2011 года вводится новая методика приема квалификационных экзаменов кандидатов в водители. Желающих пройти обучение по самоподготовке мы не приветствуем и вот почему: нельзя самостоятельно изучить правила дорожного движения, в которых есть кроме теории большой пласт практических знаний. В их числе оказание медицинской помощи. Никто лучше сотрудника здравоохранения не научит этому. А кто, кроме профессионала, преподаст уголовный кодекс в разрезе безопасности движения! Поэтому число разрешений по самоподготовке очень ограничено. Мы идем навстречу тем, кто имеет категории С, Д, Е, а впоследствии приобретает категорию В. На территории MP ограничено число имеющих лицензию обучать водителей по самоподготовке. Всего вправе этим заниматься 1 человек, обучающий в месяц 6 водителей.
«ПВ»: — С 1 сентября на территории России вводится Регламент № 185. Расскажите об этом документе. Что нового он дает для сотрудников ГИБДД?
— Приказом министра внутренних дел РФ от 2 марта 2009 года вводится документ «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований по обеспечению безопасности дорожного движения». Данный регламент основывается на Конституции РФ и ст. 10 Закона о милиции (где определены обязанности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения). В Регламенте № 185 все разложено по полочкам, начиная с взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с участниками дорожного движения и заканчивая правами и обязанностями сотрудника внутренних дел. Так, например, сотрудник милиции вправе останавливать ТС не только за нарушение правил, но и при поступлении ориентировок на угнанные и похищенные автомобили, на скрывшихся с места происшествия, на перевозки оружия и т.д. В таком случае милиционер наделяется полномочиями проводить досмотр автомобиля. Расширены права участковых милиционеров. Будучи на своем участке, они исполняют обязанности сотрудников госавтоинспекции (составляют административные протоколы, привлекают к административной ответственности водителей-нарушителей, в том числе направляют материалы в суд). Другие сотрудники милиции вправе и обязаны выявлять нарушителей, пресекать нарушения, писать рапорт на имя начальника ОВД. По их информации будут проводиться проверки. Подытоживая, скажу: нового в Регламенте № 185 нет, разве что все систематизировано и собрано в конкретном документе. Единственное, что отменяет регламент, — это Наставление по дорожно-патрульной службе, по которому мы на сегодняшний день работаем.
Невзирая на погоны
«ПВ»: — Петр Алексеевич, из статистики за семь месяцев следует, что за отчетный период больше на 813 административных материалов рассмотрено, на 626 штрафов наложено. Но в то же время и личный состав ОВД наказывается. За что понесли наказание 13 человек?
— К административной ответственности привлекаются сотруники за ошибки при оформлении административных материалов, которые впоследствии отменяются по решению суда или прокуратуры. Но и наши сотрудники наказываются за допущенные нарушения правил при управлении транспортом, в том числе и личным. За прошедший период административно наказаны 4 сотрудника, один из которых управлял ТС будучи нетрезвым. Он лишен водительских прав, находится на бюллетене. При выздоровлении будет уволен из органов внутренних дел. Постановления правительства РФ, приказы министра внутренних дел недвусмысленно говорят о том, что любой сотрудник милиции, управляющий автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, должен быть уволен из органов. Этому нет альтернативы. Все сотрудники ОВД по г. Печоре ознакомлены с этими документами под роспись. По мере нарушений документы вступают в действие независимо от прежних служебных заслуг.
«ПВ»: — Но у вас и поощряются сотрудники. 22 человека за семь месяцев. Это тоже немало. За какие заслуги?
— Сотрудники поощряются за задержание преступников, за раскрытие преступлений, а также за стабильные показатели в служебной деятельности.
Сработали на твердую «4»
«ПВ»: — По итогам работы, ваши сотрудники разыскали 7 из 7 угнанных автомобилей. Это хороший результат?
— По поводу угонов автомобилей должен сказать, что раскрытие такого рода преступлений не радует. Если брать в целом такую работу, то раскрытие составляет 20 процентов. Мы проводим следственные мероприятия, создана группа, специализирующаяся на раскрытии угонов. Но как показывает практика, сами владельцы провоцируют этот вид преступлений, оставляя ТС без присмотра, злоупотребляя спиртным. Тут либо друзья угоняют, либо дети, чтобы прокатиться и бросить. Иной раз удивляешься беспечности владельцев. Один из них оставил автомобиль во дворе по ул. Строительной, 20, корпус 1: машина не закрыта, ключи, документы тут же.
«ПВ»: — Сотрудники ГИБДД отмечают рост транспортных средств в городе или замедление такового в связи с кризисом?
— На сегодняшний день зарегистрировано порядка 17 тысяч единиц транспорта: сюда входят мотоциклы, прицепы, грузовые, легковые автомашины. За семь месяцев 2009 года их количество увеличилось на 200 единиц. 70 процентов из них — иномарки. То есть кризис никак не повлиял на транспортную составляющую нашего MP И так повсеместно. Можете представить себе напряжение в работе, которое ложится на плечи сотрудников ГИБДД.
«ПВ»: — Как, по оценке вышестоящих органов, ваши коллеги справляются с этой работой?
— Согласно 650-му приказу, который установил критерии оценки нашей работы, ГИБДД при ОВД по г. Печоре имеет 82 процента положительных оценок. Если взять по региону, то неудовлетворительно оценено 8 подразделений. Можно сказать, наши сотрудники сработали за отчетный период на твердую «четверку».
«ПВ»: — Работают ли в Печоре штрафные стоянки, а если нет — почему?
— Такая стоянка работала, но прекратила свое существование по финансовой причине. Ранее Постановлением правительства было принято решение о том, что за первые сутки содержания транспорта на штрафстоянке не взимаются деньги, равно как за эвакуацию ТС. После этого были внесены предложения от каждого субъекта РФ в Госдуму о платной эвакуации. Однако на сегодня они не приняты. Не исключаю, что в конце августа такая стоянка в Печоре будет открыта при условии, если власти станут проплачивать ее владельцу выпадающие доходы при бесплатной эвакуации транспорта.
«ПВ»: — ГИБДД информирует, агитирует граждан о безопасности движения, и это наглядно показывают баннеры. А видеоролики, будут ли они демонстрироваться, тем более что дело идет к 1 сентября?
— В Печоре установлено пять баннеров. К 1 сентября мы готовим фильм, который продемонстрируем во всех школах города.
Раиса ГЛУЩЕНКО